Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 марта 2007 г. N А56-23949/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Асмыковича А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Камсан" Матвеевой Я.С. (доверенность от 09.01.2007 N б/н),
рассмотрев 06.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2006 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шестакова М.А.) по делу N А56-23949/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Камсан" (далее - Общество. ООО "Камсан") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.03.2006 N 71 и от 18.04.2006 N 126 и об обязании Инспекции возместить Обществу из бюджета 26 763 729 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь-декабрь 2005 года, в том числе 40 354 руб. 80 коп. путем зачета и 26 723 374 руб. 20 коп. путем возврата на его расчетный счет.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.12.2006. требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций не учли в совокупности доказательства и доводы налогового органа о том, что ООО "Камсан" не осуществляет реальной предпринимательской деятельности", совершаемые им сделки носят "бестоварный характер". По мнению налогового органа, действия Общества и его контрагентов направлены только на создание искусственных оснований для возмещения НДС из бюджета.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с внешнеэкономическими контрактами Общество ввезло на территорию Российской Федерации товары в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления.
ООО "Камсан" представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за ноябрь 2005 года, в которой предъявило к вычету 1 496 681 руб. налога, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и заявило к возмещению 596 651 руб. НДС.
В декларации по НДС за декабрь 2005 года Общество предъявило к вычету 33 607 985 руб. налога, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и исчислило к возмещению 26 167 078 руб. НДС.
Инспекция провела камеральные проверки деклараций.
По результатам проверки уточненной декларации по НДС за ноябрь 2005 года Инспекция приняла решение от 15.03.2006 N 71 о доначислении Обществу 1 498 227 руб. НДС, предложении ему уплатить 901 576 руб. этого налога и 10 969 руб. пеней. Кроме того, ООО "Камсан" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 180 315 руб. налоговых санкций.
Решением от 18.04.2006 N 126, принятым по результатам камеральной проверки декларации по НДС за декабрь 2005 года, Инспекция доначислила Обществу 33 607 985 руб. НДС, предложила уплатить 7 440 907 руб. этого налога и 289 648 руб. 05 коп. пеней. Этим же решением ООО "Камсан" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1 448 181 руб. налоговых санкций.
Основанием для принятия указанных решений послужил вывод налогового органа о том, что совершенные Обществом сделки являются мнимыми, не имеют разумной экономической цели и направлены на создание искусственных оснований для получения налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета. В подтверждение этого вывода Инспекция ссылается на следующее: Общество отсутствует по своему юридическому адресу; среднесписочная численность сотрудников ООО "Камсан" всего 1 человек; Общество не имеет ликвидного имущества, в том числе основных средств, необходимых для ведения предпринимательской деятельности; ввезенные товары не оплачены иностранным поставщикам и реализованы единственному покупателю - ООО "Флагман", оплачивающим товары только частично, в размере, достаточном для уплаты таможенных платежей; представленными заявителем товарно-транспортными документами не подтверждается передача товара в адрес ООО "Флагман"; ООО "Камсан" имеет значительные дебиторскую и кредиторскую задолженности.
Учитывая приведенные обстоятельства, налоговый орган сделал вывод о недобросовестности Общества и признал неправомерным применение им вычетов по НДС.
ООО "Камсан" оспорило решения Инспекции от 15.03.2006 N 71 и oт 18.04.2006 N 126 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительными оспариваемые ненормативные акты, указав на соблюдение Обществом предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ условий применения налоговых вычетов, а также не усмотрев в действиях ООО "Камсан" признаков недобросовестности и злоупотребления правом, предоставленным статьей 176 НК РФ, при предъявлении НДС к возмещению из бюджета.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом следующего.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ. на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ).
Вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов (абзац 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ).
Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо подтвердить фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплату НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие право налогоплательщика на предъявление сумм налога к вычету и возмещению, рассчитаны на добросовестных налогоплательщиков, предполагают возможность возмещения НДС из бюджета при реальном осуществлении ими хозяйственных операций с реальными товарами.
Как разъяснено в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53, представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если полумена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из материалов дела видно и судами установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации подтверждается представленными ООО "Камсан" грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенного органа, а имеющиеся в материалах дела платежные поручения и выписки банка свидетельствуют об уплате им сумм НДС в составе таможенных платежей.
Ввезенный товар принят Обществом на учет и реализован покупателю - ООО "Флагман".
Установив указанные обстоятельства, суды сделали обоснованный вывод о наличии у ООО "Камсан" права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС в соответствии со статьями 171-173 и 176 НК РФ.
Суды правомерно отклонили довод Инспекции о том, что ООО "Камсан" не оплатило товары иностранным поставщикам, так как в случае ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма НДС уплачивается не поставщикам, а таможенному органу. Поэтому расчеты налогоплательщика с иностранными поставщиками не влияют на право применения им налоговых вычетов.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельной и ссылку Инспекции на отсутствие у Общества товарно-транспортных накладных.
Условиями договора, заключенного Обществом с ООО "Флагман", предусмотрено, что доставка товаров осуществляется покупателем (ООО "Флагман"). Таким образом, Общество не участвовало в перевозке товаров, в связи с чем не составляло товарно-транспортные накладные. Передача Обществом товаров покупателю оформлялась товарными накладными, составленными по форме N ТОРГ-12.
Частичная оплата покупателем (ООО "Флагман") импортируемого Обществом товара не свидетельствует об отсутствии у покупателя намерений исполнить свои обязательства по оплате товара. Соглашением от 24.04.2006 N 24/05/06 стороны утвердили график погашения ООО "Флагман" задолженности за товар перед ООО "Камсан".
Ссылки налогового органа на отсутствие ООО "Камсан" по юридическому адресу и малую среднесписочную численность его сотрудников (1 человек), отсутствие у Общества ликвидного имущества, а также на наличие у него дебиторской и кредиторской задолженностей всесторонне оценены и исследованы судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены, поскольку данные обстоятельства сами по себе не могут служить безусловным основанием для вывода о недобросовестности ООО "Камсан", не имеют правового значения при применении статей 171-173 и 176 НК РФ и не опровергают достоверность представленных Обществом документов, которые подтверждают осуществление им реальной финансово-хозяйственной деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на налоговые органы возложена обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту. Поэтому, признавая необоснованным применение налогоплательщиком налоговых вычетов в связи с eго недобросовестностью, налоговый орган должен привести доводы и представить доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что действия налогоплательщика экономически не оправданы и направлены исключительно на искусственное создание оснований для возмещения налога из бюджета.
В рассматриваемом случае налоговый орган не представил доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что ООО "Камсан" не осуществляло реальной предпринимательской деятельности и совершало сделки без намерения создать соответствующие им правовые последствия и только для получения налоговой выгоды.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительными решения Инспекции от 15.03.2006 N 71 и от 18.04.2006 N 126 и обязали налоговый орган возместить Обществу из бюджета 26 763 729 руб. НДС за ноябрь-декабрь 2005 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 по делу N А56-23949/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2007 г. N А56-23949/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника