Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 марта 2007 г. N А56-34855/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Асмыковича А.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Каменецкой О.В. (доверенность от 12.01.2007 N 20-05/00256),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2006 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2006 (судьи Петренко Т.И., Горбачева О.В., Протас Н.И.) по делу N А56-34855/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Лидия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу, (далее - налоговая инспекция) от 21.06.2005 N 05/30.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2006 заявленное Обществом требование удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2006 решение суда от 14.07.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и требования Общества оставить без удовлетворения, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Лидия" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела. Общество в феврале 2005 года на основании контрактов от 10.12.2003 N 03-004-WR и от 25.12.2003 N 01/2004-03 осуществляло ввоз на таможенную территорию Российской Федерации приобретенных у иностранных компаний "Canford Trading LLC" (США) и "Cooperative Central Oeste Catarinense" (Бразилия) импортных товаров (мясопродуктов, сыр). При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации Общество уплачивало налог на добавленную стоимость.
В марте 2005 года (21.03.2005) Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за февраль 2005 года, согласно которой сумма налога, полученного от покупателей, составила 3 177 665 руб., сумма налоговых вычетов - 3 175 411 руб., из них 161 932 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, и 3 013 479 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, составила 2 254 руб.
Налоговый орган провел камеральную проверку декларации и полученных первичных бухгалтерских документов, результаты которой отразил в акте от 01.06.2005 N 05/30.
Решением налоговой инспекции 21.06.2005 N 05/30 Обществу отказано в праве на вычет 3 175 411 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне и поставщикам. Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за февраль 2005 года в виде взыскания 630 528 руб. штрафа. Этим же решением Обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании. 3 152 640 руб. налога на добавленную стоимость и 124 718 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Принятое решение налоговый орган обосновал неправомерным предъявлением Обществом к вычету 3 013 479 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, поскольку частично оплата налога на добавленную стоимость на таможне произведена третьими лицами ООО "Тандем" и ООО "Райз" (таможенными брокерами), а также ООО "СитиСтрой" - покупателем импортируемого налогоплательщиком товара. Следовательно. Общество не понесло реальных затрат по уплате налога на таможне. Инспекция также сослалась на наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности Общества, злоупотреблении им правом на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета. Налоговый орган указывает на то, что Общество не имеет собственных или арендованных основных средств, необходимых для ведения предпринимательской деятельности; анализ рентабельности деятельности налогоплательщика свидетельствует об отсутствии экономической выгоды от осуществляемых операций купли-продажи товаров. Общество создано в октябре 2001 года, за период с января 2002 года по февраль 2005 года предъявлено к возмещению из бюджета 52 835 300 руб. налога на добавленную стоимость. Оплата за реализованные импортные товары от покупателей поступает не в полном объеме. Общество имеет непогашенную дебиторскую и кредиторскую задолженность. Кредиторская задолженность Общества перед иностранными поставщиками постоянно растет. Меры к взысканию дебиторской задолженности российских покупателей импортируемого товара налогоплательщиком не принимаются. Общество не представило ветеринарные свидетельства. Кроме того, выявлено несоответствие сумм налога на добавленную стоимость, отраженных в книге покупок, грузовых таможенных декларациях и платежных документах.
Перечисленные обстоятельства деятельности Общества свидетельствуют, по мнению налогового органа, о направленности его действий не на получение дохода от предпринимательской деятельности, а на получение денежных средств из бюджета путем возмещения налога на добавленную стоимость.
Отказывая Обществу в праве на вычет 139 161 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, налоговая инспекция сослалась на непредставление налогоплательщиком счетов-фактур, выставленных ЗАО "Партнер". Более того, по мнению проверяющих, счета-фактуры, выписанные поставщиками, оформлены с нарушением требований, установленных пунктом 5 статьи 169 НК РФ, - указан неверный адрес грузополучателя и покупателя (Общества).
Вместо юридического адреса (197110, Санкт-Петербург, улица Большая Монетная, дом 9) указан адрес: 197022, Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, дом 13/15. Следовательно, такие счета-фактуры не могут служить основанием для принятия к вычету (возмещения из бюджета) указанных в них сумм налога на добавленную стоимость.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. Принимая такое решение, суды исходили из того, что Обществом соблюдены условия предъявления к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость. Общество представило налоговому органу документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, подтверждающие налоговые вычеты. Недостоверность этих документов налоговый орган не доказал. Доводы налоговой инспекции о недобросовестности Общества как налогоплательщика также отклонены судами как недоказанные.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы налогового органа и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых судами по данному делу решения и постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ установлено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров, приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 НК РФ).
В статье 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Налоговые вычеты налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов (статьи 172 НК РФ).
Таким образом, право на предъявление налога на добавленную стоимость к вычету, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, а также на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию, возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий: - фактического приобретения товара, работ, услуг (ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации); - подтверждения факта понесенных затрат по уплате сумм налога поставщикам (таможенным органам); - принятия к учету приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (ввезенных на таможенную территорию товаров), подтвержденного соответствующими первичными документами; - наличия оформленных в соответствии со статьей 169 НК РФ поставщиками товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации счетов-фактур.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные Обществом доказательства, подтвердили выполнение Обществом требований налогового законодательства для применения налоговых вычетов: спорные товары (работы, услуги) приобретены (ввезены) для перепродажи или совершения операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость: эти товары (работы, услуги) приняты к учету в установленном порядке на основании первичных документов; налог на добавленную стоимость по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам уплачен Обществом таможенным органам, а по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации, - их поставщикам.
Этот вывод судов подтвержден материалами дела, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для его переоценки.
Факты ввоза иностранного товара на таможенную территорию Российской Федерации, уплаты налога на добавленную стоимость в составе таможенных платежей и принятия к учету ввезенного товара подтверждаются грузовыми таможенными декларациями с отметками Балтийской таможни о выпуске товара в свободное обращение, платежными поручениями с отметками таможни, подтверждающими факт поступления в бюджет денежных средств, перечисленных по этим платежным поручениям, копией книги покупок, карточкой счета 41 "Товары".
На наличие доказательств, опровергающих достоверность представленных Обществом первичных документов, налоговый орган не ссылается. Нет их и в материалах дела.
Суды отклонили как неправомерный довод налоговой инспекции о наличии права на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, только у тех лиц, которые самостоятельно исполнили обязанность по уплате налога таможенным органам.
Кассационная инстанция считает эту позицию судов основанной на нормах действующего законодательства.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
По смыслу пункта 1 статьи 8, пункта 3 статьи 44 и пункта 2 статьи 45 НК РФ самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком заключается в уплате налога за счет его собственных денежных средств.
В данном случае при ввозе Обществом товаров на таможенную территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость частично уплачен таможенным органам третьими лицами - ООО "Тандем" и ООО "Райз", являющимися таможенными брокерами, а также ООО "СитиСтрой", которое является покупателем импортируемого заявителем товара.
Третьи лица в силу статьи 118 Таможенного кодекса Российской Федерации вправе уплатить за налогоплательщика налог на добавленную стоимость в составе таможенных платежей. При этом налогоплательщик будет считаться исполнившим обязанность по уплате налога на таможне при соблюдении определенных условий: подтверждения наличия взаимных обязательств между налогоплательщиком и третьим лицом; фактической уплаты налога на добавленную стоимость в счет расчетов по гражданско-правовому договору; отражения в бухгалтерском учете факта погашения взаимных обязательств (зачета) импортера товара и его контрагентов.
Из материалов дела следует, что Общество состояло в договорных отношениях с ООО "Тандем" и ООО "Райз" (таможенными брокерами), а также ООО "СитиСтрой" (покупателем импортируемых Обществом товаров). Суды установили, что обязательства импортера перед названными организациями погашены путем зачета встречных однородных требований в порядке, предусмотренном статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается актами сверки взаимных расчетов между Обществом и ООО "Тандем" (л.д. 124 т. 1), актом сверки, составленным Обществом с ООО "Райз" (л.д. 130 т. 1), а также актом о взаимозачетах между Обществом и ООО "СитиСтрой" (л. 146 приложения N 1 к делу N А56-34855/2005). Общество отразило суммы в размере таможенных платежей, уплаченные ООО "СитиСтрой" на таможне, включая налог на добавленную стоимость, на счетах бухгалтерского учета в качестве выручки, полученной от реализации товаров.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает законным и обоснованным вывод судов о правомерном предъявлении Обществом к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам третьими лицами. Общество понесло реальные расходы по уплате налога на таможне за счет собственных средств.
Судами правомерно не принята во внимание ссылка налоговой инспекции на неосуществление Обществом оплаты товара иностранным поставщикам, на рост дебиторской задолженности российских покупателей перед Обществом в отсутствие сведений о принимаемых налогоплательщиком мерах по ее взысканию.
Суды обоснованно признали, что перечисленные факты - исходя из норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации - сами по себе не влияют на право налогоплательщика на налоговые вычеты налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного в бюджет при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, приобретенных для последующей перепродажи. Кроме того, судами установлено, что Общество осуществляет оплату товара иностранным продавцам и принимает меры к снижению размера дебиторской задолженности.
Суды признали не подтвержденным имеющимися в деле документами (л.д. 71, 75-88 т. 1) и довод налогового органа о расхождениях в суммах налога на добавленную стоимость, отраженных в книге покупок, в грузовых таможенных декларациях и в платежных документах.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что Обществом выполнены требования налогового законодательства для предъявления к вычету 3 013 479 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в декларации за февраль 2005 года.
Оценив представленные Обществом документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу и о правомерном предъявлении Обществом к вычету 139 161 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Суды признали доказанными факты получения, оплаты, принятия к учету приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и их использования для операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Этот вывод судов подтвержден материалами дела и кассационная инстанция не находит правовых оснований для его переоценки с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами обоснованно отклонен довод налогового органа о ненадлежащем оформлении счетов-фактур ввиду указания в них недостоверного, по мнению налогового органа, адреса Общества.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень обязательных для счетов-фактур реквизитов.
Как указано в пункте 2 статьи 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В то же время невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных названными пунктами статьи 169 НК РФ, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Вывод налоговой инспекции о недостоверности данных о грузополучателе и покупателе, указанных в представленных заявителем счетах-фактурах, основан на том, что в счетах-фактурах указан адрес, который не является юридическим адресом Общества.
Между тем. как обоснованно указали суды, выставленные Обществу счета-фактуры содержат все предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ сведения, в том числе адрес покупателя и грузополучателя, следовательно, являются надлежаще оформленными. Указание фактического адреса покупателя товаров, работ, услуг (в данном случае -Общества) в счете-фактуре при несовпадении фактического и юридического его адресов в соответствии с положениями статей 169, 171 и 172 НК РФ не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Материалами дела также подтверждается. что налоговая инспекция в ходе камеральной проверки представленной Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2005 года признала неправомерным включение Обществом в состав налоговых вычетов 115 820 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного ЗАО "Партнер" за приобретенные работы (услуги). Налогоплательщик не представил в инспекцию соответствующие счета-фактуры. Однако спорные счета-фактуры Общество представило в суд. Суды исследовали и оценили представленные налогоплательщиком документы и признали их оформленными в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Правомерность исследования и оценки судами при рассмотрении данного дела представленных налогоплательщиком счетов-фактур подтверждается положениями статей 65-71 АПК РФ и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 267-О.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2006 по делу N А56-34855/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2007 г. N А56-34855/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника