Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2007 г. N А44-2420/2006-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Кочеровой Л.И., Клириковой Т.В.,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "Лесэкспорт" Львова В.В. (доверенность от 29.01.2007 N 48),
рассмотрев 26.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.11.2006 по делу N А44-2420/2006-9 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесэкспорт" (далее - общество, ООО "Лесэкспорт") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - инспекция) от 20.07.2006 N 11-16/83, требования N 1732 об уплате штрафа в сумме 169 997 руб. и требования N 38523 об уплате 849 985 руб. налога на добавленную стоимость.
Решением суда первой инстанции от 10.11.2006 заявленные обществом требования частично удовлетворены: решение инспекции от 20.07.2006 N 11-16/83 признано судом незаконным в части доначисления 548 887 руб. 40 коп. налога на добавленную стоимость, соответствующей сумме пеней и взыскания 110 494 руб. 48 коп. штрафа, требование N 1732 - в части взыскания 110 494 руб. 48 коп. штрафа, требование N 38523 - в части 548 887 руб. 40 коп. налога на добавленную стоимость. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает, что представленные обществом счета-фактуры составлены с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, так как содержат недостоверные сведения о поставщике - обществе с ограниченной ответственностью "ПетроБизнесКонтракт" и подписаны неуполномоченным лицом, поэтому не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение в силе, указывая на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в пределах доводов жалобы в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты ООО "Лесэкспорт" налогов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, результаты которой оформлены актом от 22.03.2006 N 11-16/83. В ходе проверки инспекция пришла к выводу о неправомерности предъявления обществом к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного обществу с ограниченной ответственностью "ПетроБизнесКонтракт" в сумме 548 887 руб. 40 коп. и обществу с ограниченной ответственностью "Визит плюс" в сумме 301 097 руб. 76 коп, что повлекло неуплату в бюджет 849 985 руб. налога на добавленную стоимость. По мнению налогового органа, счета-фактуры, выставленные указанными поставщиками, содержат недостоверные сведения и не могут являться основанием для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость. Решением от 20.07.2006 N 11-16/83 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде 169 997 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислено 849 985 руб. налога на добавленную стоимость и 406 943 руб. пеней. Считая, что указанное решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, ООО "Лесэкспорт" оспорило его в арбитражном суде.
Кассационная инстанция считает, что, удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного кодекса, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 названного кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В силу пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требования к оформлению счетов-фактур установлены в пунктах 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в налоговых вычетах.
Пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными уполномоченными лицами.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что счета-фактуры, выставленные ООО "Лесэкспорт" поставщиком - обществом с ограниченной ответственностью "ПетроБизнесКонтракт", содержат все необходимые реквизиты и подписи, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил доказательств подтверждающих факт подписания выставленных в адрес общества счетов-фактур неуполномоченными представителями поставщика.
Из взаимосвязанных положений статей 164, 165 и 171 - 173 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые вычеты предоставляются в отношении реальных хозяйственных операций с реальными товарами. При этом при решении вопроса о правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов учитываются не только наличие полного пакета документов, соответствующего требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающего факт реального экспорта и уплату налога на добавленную стоимость, но и результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов и оценивается не только формальное соответствие представленных документов требованиям закона, но и действительное наличие тех обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает предоставление права на возмещение налога на добавленную стоимость.
В данном случае в результате мероприятий налогового контроля инспекция не выявила иных обстоятельств, которые в совокупности свидетельствовали бы о согласованности действий заявителя и его поставщика, направленных на незаконное возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость. При этом реальность хозяйственных операций по приобретению товара на внутреннем рынке и его экспорту сомнению не подвергается и налоговым органом не оспаривается.
Принимая во внимание отсутствие у налогового органа достаточных доказательств ненадлежащего оформления представленных обществом первичных документов - счетов-фактур, соблюдение ООО "Лесэкспорт" требований главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке подтверждения права на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику товара -обществу с ограниченной ответственностью "ПетроБизнесКонтракт", кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о незаконности оспариваемых ненормативных актов налогового органа в части доначисления обществу 548 887 руб. 40 коп. налога на добавленную стоимость, соответствующей суммы пеней и взыскания 110 494 руб. 48 коп. штрафа. При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.11.2006 по делу N А44-2420/2006-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. N А44-2420/2006-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника