Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2007 г. N А21-5580/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Афанасьева С.В. и Матлиной Е.О.,
при участии от ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" Гальцевой Т.А. (доверенность от 31.12.2006 ), от ФГУП "Калининградавиа" Синькевича А.С. (доверенность от 14.02.2007), Карпович О.В. (доверенность от 15.12.2006),
рассмотрев 20.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Калининградавиа" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 06.2006 (судья Емельянова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2006 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А21-5580/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Аэрофлот - Российские авиалинии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Калининградавиа" (далее - Предприятие) о взыскании 403 184 руб. 13 коп. убытков, связанных с произошедшим авиационным инцидентом - столкновением воздушного судна с птицей.
Решением суда от 26.06.2006 с Предприятия в пользу Общества взыскано 390 502 руб. 65 коп. убытков, в остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебый акт об отказе Обществу в иске.
При этом податель жалобы ссылается на следующее: судами первой и апелляционной инстанций дана неверная оценка фактических обстоятельств дела, а также нарушены нормы материального права, связанные с установлением оснований ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Предприятия подтвердили доводы изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Между Обществом (перевозчик) и Предприятием (обслуживающая сторона) заключен договор N 1162 о наземном обслуживании со сроком действия с 01.03.2003 по 31.12.2003 и возможностью его пролонгации на следующий календарный год при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении действия договора.
Предметом данного договора является обслуживание ответчиком рейсов истца на самолетах Ту-134, Ту-154М в соответствии с действующими нормативами, документами и инструкциями, а также общепринятыми ИАТА и ИКАО правилами и положениями
Исходя из содержания данного пункта договора, Предприятие наряду с другими обязательствами взяло на себя обязательство по орнитологическому обеспечению полетов. которое в соответствии с Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (далее - Руководство) направлено на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах.
Как следует из материалов дела, 09.03.2003 при выполнении рейса SU-757 по маршруту Москва - Калининград во время посадки принадлежащего Обществу самолета Ту-134А с бортовым номером RA-65781 в аэропорту Предприятия произошло столкновение воздушного судна с крупной птицей, которая попала в правый двигатель самолета. Самолет благополучно произвел посадку в аэропорту назначения.
При послеполетном осмотре воздушного судна были обнаружены повреждения лопаток входного направляющего аппарата и лопаток первой ступени компрессора низкого давления двигателя N 2. После устранения этих повреждений самолет был допущен к перегону в аэропорт Шереметьево без пассажиров на борту.
После прибытия самолета в аэропорт Шереметьево двигатель N 2 был с него снят и отремонтирован специалистами сторонней организации.
Для расследования причин авиационного инцидента, произошедшего 09.03.2003 с вышеуказанным воздушным судном, приказом от 11.03.2005 N 25 руководителя Северо-Западного ОМТУ ВТ Минтранса России от 11.03.2003 назначена комиссия. По результатам работы комиссия пришла к заключению о том, что повреждение двигателя N 2 названного самолета произошло из-за попадания в двигатель птицы крупных размеров при заходе воздушного судна на посадку в аэропорту Храброво города Калининграда.
Полагая, что в результате ненадлежащего исполнения Предприятием обязанностей по орнитологическому обеспечению полета у Общества образовались убытки, перевозчик обратился в арбитражный суд с настоящим иском к обслуживающей стороне.
Согласно пункту 2.8 Руководства на аэродромах должны приниматься всевозможные меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами. Пункт 4.7.1.1 Руководства содержит перечень действий, необходимых для обеспечения орнитологической обстановки в районе аэропорта.
Как при разрешении спора, так и при пересмотре дела в апелляционном порядке суд всесторонне и полно исследовал все обстоятельства дела, дал им правильную оценку и обоснованно пришел к выводу о том, что Предприятием ненадлежащим образом были исполнены обязательства по орнитологическому обеспечению вышеуказанного полета, предусмотренные как договором N 1162 о наземном обслуживании, так и приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 N 121 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ", а также вышеуказанным Руководством.
Ссылка ответчика на то, что при разрешении спора суд не применил положения пунктов 8.1 и 8.2 договора N 1162, правомерно отклонена судами обеих инстанций. В данном случае орнитологическое обеспечение полетов воздушных судов направлено на безопасность полетов, что нельзя отнести к упущениям обслуживающей стороны и освобождению ответчика от ответственности, так как такие упущения могут повлечь за собой негативные последствия, связанные с возможностью авиакатастрофы воздушного судна
Равным образом из материалов дела не усматривается, что судами обеих инстанций принималось решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Состав и размер взысканных судом убытков документально подтверждены материалами дела, возражений по их размеру со стороны Предприятия суду кассационной инстанции не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.06.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2006 по делу N А21-5580/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Калининградавиа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2007 г. N А21-5580/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника