Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 февраля 2007 г. N А13-5418/2006-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области Мозалевской Н.О. (доверенность от 16.01.2007 N 2),
рассмотрев 13.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2006 (судья Кудин А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2006 (судьи Чельцова Н.С.. Потеева А.В., Виноградова Т.В.) по делу N А13-5418/2006-27,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 23.05.2006 N 1376.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2006 заявленное Фондом требование удовлетворено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2006 решение суда от 08.09.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Фонду в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы. Фонд неправомерно в декларациях по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год применил льготу, предусмотренную подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Фонд является органом государственного внебюджетного фонда, но не бюджетной организацией. В силу абзацев 7 и 8 пункта 2 статьи 11 НК РФ понятия "бюджет" и "внебюджетный фонд" в целях налогообложения представляют собой различные формы образования и расходования денежных средств. Более того, согласно пункту 4 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, т.е. законодателем проводится разграничение между понятиями "средства бюджетов" и "средства бюджетов государственных внебюджетных фондов".
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить без изменения принятые судами по данному делу решение и постановление, считая их законными и обоснованными.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки представленных Фондом деклараций по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год налоговая инспекция пришла к выводу о неправомерном невключении налогоплательщиком в базу, облагаемую единым социальным налогом и страховыми взносами. 358 139 руб. материальной помощи, выплаченной Фондом своим работникам. По мнению проверяющих. Фонд необоснованно в 2005 год применил льготу, предусмотренную подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Налоговый орган полагает, что действие названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяется на выплаты, производимые в пользу работников органов государственных внебюджетных фондов, поскольку данные организации финансируются не за счет средств бюджетов.
Решением инспекции от 23.05.2006 N 1376 Фонд привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. за неполную уплату единого социального налога за 2005 год в виде взыскания 4 262 руб. штрафа. Этим же решением налогоплательщику предложено в срок, указанный в требовании, уплатить 42 616 руб. единого социального налога и 50 139 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также 4 648,37 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты налога и страховых взносов
Фонд обжаловал решение налогового органа в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Фонд является плательщиком единого социального налога в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ как организация, осуществляющая выплаты физическим лицам.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
В пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ (в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ) не подлежат обложению единым социальным налогом суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.
То есть условиями применения названной льготы являются выплата сумм материальной помощи за счет бюджетных источников и финансирование налогоплательщика за счет средств бюджетов.
В пункте 2 (абзацах 7 и 8) статьи 11 НК РФ приведены понятия "бюджет" и "внебюджетные фонды", из которых следует, что государственные внебюджетные фонды образуются вне бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В то же время согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации. А в статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что государственные внебюджетные фонды являются участниками бюджетного процесса.
Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено образование вне федерального бюджета государственных фондов денежных средств, управляемых органами государственной власти Российской Федерации и предназначенных для реализации конституционных прав граждан, в том числе на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 утверждено Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, в пунктах 1 и 4 которого содержатся положения, аналогичные статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Статьей 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации; добровольных взносов физических и юридических лиц; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы по установленным нормативам.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области создан решением Малого Совета и Администрации Вологодской области от 08.06.1993 N 175/268. Бюджет Фонда на 2005 год утвержден Законом Вологодской области от 26.11.2004 N 1101-О3 "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2005 год", согласно статье 2 которого доходы бюджета Фонда на 2005 год формируются за счет налогов, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и прочих поступлений в объемах согласно приложению 2 к названному Закону.
В пункте 8 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения России и Министерством финансов России, указано, что из поступивших на основные счета территориального фонда средств части единого социального налога, части единого налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в территориальный фонд, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальный фонд осуществляет, в том числе формирование средств, предназначенных на обеспечение им управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всех поступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области является некоммерческой организацией, деятельность которой финансируется из бюджета государственного внебюджетного фонда. Фонд подпадает под признаки бюджетного учреждения, определенные статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и соответствует условиям, необходимым для применения спорной льготы по единому социальному налогу.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.09.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2006 по делу N А13-5418/2006-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2007 г. N А13-5418/2006-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника