Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 марта 2007 г. N А26-4880/2006-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М.,
при участии от Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия Егорова С.В. (доверенность от 18.09.2006), от Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Богдановой А.В (доверенность от 16.11.2004),
рассмотрев 06.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2006 (судья Денисова И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2006 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-4880/2006-14,
установил:
Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд) о взыскании 641 875 руб., списанных в безакцептном порядке с расчетного счета Министерства на основании платежного требования от 10.06.2006 в нарушение условий договора от 28.05.2003.
Решением от 31.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2006, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права и вынести по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом и Министерством заключен договор от 16.01.2001 "О взаимных обязательствах по организации детской оздоровительной компании в период 2001 года в детских оздоровительных лагерях дневного пребывания".
В соответствии с условиями названного договора Министерство обязалось разместить на отдых 38 000 детей школьного возраста (до 15 лет включительно), а Фонд - осуществить финансирование расходов на оплату полной стоимости дневного набора продуктов питания.
Пунктом 2.1.1 договора определено целевое использование средств: оплата полной стоимости дневного набора продуктов из расчета 38 руб. на одного человека в соответствии с утвержденной сметой. Министерство обязалось организовать в период летних каникул 2001 года работу лагерей с дневным пребыванием продолжительностью не менее 18 дней с размещением детей школьного возраста (до 15 лет включительно), представить отчетность.
По результатам выездных проверок Фондом составлен сводный акт от 18.07.2002 N 237, в соответствии с которыми установлено нецелевое расходование основных средств в сумме 2 444 710 руб., включая 641 875 руб., составляющих торговую наценку.
Решением Фонда от 09.08.2002 N 154 не были приняты к зачету в счет средств государственного социального страхования расходы в общей сумме 2 444 710 руб., в том числе торговая наценка в сумме 641875 руб., произведенные Министерством с нарушением договора.
Поскольку указанная сумма не была восстановлена Министерством, Фонд обратился в арбитражный суд.
В дальнейшем письмами от 26.05.2003 и 29.05.2003 сумма расходов, не принятая к зачету, была скорректирована Фондом и составила 948 532 руб., в том числе торговая наценка 641 875 руб.
Определением от 05.08.2003 производство по делу N А26-7753/02-23 прекращено, поскольку Фонд отказался от иска, так как расходы в сумме 948 532 руб. списаны Фондом в безакцептном порядке со счета Министерства на основании заключенного между сторонами договора от 28.05.2003 "Об организации финансирования и контроля за целевым использованием средств социального страхования, предусмотренных для оплаты стоимости набора продуктов питания для детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием в период оздоровительной компании 2003 года в Республике Карелия".
Министерство не согласилось со списанием указанной суммы и обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Фонда 641 875 руб. убытков, причиненных безакцептным списанием средств со счета. Податель жалобы считает, что указанные средства использованы Министерством в соответствии с целями договора от 16.01.2001.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указали, что Министерство не доказало причинения убытков, нарушения ответчиком обязательств и наличие причинно-следственной связи между причиненными убытками и нарушением обязательств со стороны ответчика, а также размер причиненных убытков.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 4.2.3 договора от 28.05.2003 Фонд вправе взыскивать с Министерства в бесспорном порядке и (или) в судебном порядке - путем обращения в Арбитражный суд и (или) третейский суд - суммы средств социального страхования, направленные на цели, не предусмотренные пунктом 2.1 настоящего договора, выявленные по результатам проверок, суммы недоиспользованных средств по настоящему договору, суммы средств, взыскиваемые в соответствии с пунктами 5.1.2, 5.1.6, а также суммы денежных средств, израсходованных Министерством в нарушение договоров, указанных в пункте 4.1.9 настоящего договора.
В соответствии с пунктом 4.1.9 договора от 28.05.2003 Министерство обязуется одновременно с заключением настоящего договора заключить с соответствующим банком дополнительное соглашение, в котором будет предусмотрено право Фонда бесспорно списывать со счета Министерства суммы денежных средств, израсходованных Министерством в нарушение ряда договоров, к числу которых относится и договор от 16.05.2001.
Таким образом, в соответствии с договором от 28.05.2003 возможно списание Фондом средств в безакцептном порядке за нарушение Министерством обязательств по договору от 16.05.2001.
Как следует из материалов дела, Министерство обратилось с иском о взыскании 641 875 руб. убытков. С заявлением о признании недействительным решения Фонда о безакцептном списании средств со счета Министерство не обращалось, что подтвердил его представитель в судебном заседании.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Так как Министерство в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало наличия обстоятельств, положенных в основу исковых требований, то суды правомерно отказали в их удовлетворении.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворении жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2006 по делу N А26-4880/2006-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2007 г. N А26-4880/2006-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника