Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2007 г. N А21-3011/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Марьянковой Н.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области Дегтяря И.Г. (доверенность от 09.03.2006 N ЕМ-1487), от мэрии города Калининграда Мясникова А.В. (доверенность от 08.09.2006 N 1174/ж),
рассмотрев 01.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.10.2006 по делу N А21-3011/2006 (судья Залужная З.Д.),
установил:
Мэрия города Калининграда (далее - Мэрия) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области (далее - Территориальное управление) от 21.11.2005 N 648-р "О внесении земельных участков в реестр федерального имущества" земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:13 06 03:0035 и 39:15:13 06 03:0014 площадью 130 724 кв.м и 41 465 кв.м соответственно, расположенных по адресу: город Калининград, улица 4-я Большая Окружная, а также об обязании Территориального управления исключить из реестра федерального имущества указанные земельные участки.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газкомплектимпэкс" (далее - ООО "Газкомплектимпэкс").
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 31.08.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Совершенная техника" (далее - ООО "Совершенная техника").
Решением от 09.10.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось
В кассационной жалобе Территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 09.10.2006 отменить и принять новый судебный акт.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Мэрии, считая их несостоятельными, просил решение от 09.10.2006 оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра города Калининграда от 22.08.1997 правопредшественнику ООО "Газкомплектимпэкс" - дочернему предприятию "Газкомплектимпэкс" производственно-коммерческого предприятия "Газкомплектимпэкс" Российского акционерного общества "Газпром" (далее - ДП "Газкомплектимпэкс" РАО "Газпром") предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 17,2 га, расположенный по адресу: город Калининград, улица 4-я Большая Окружная, для строительства акцизного поста таможенного терминала, склада ГСМ, автозаправочной станции с автосервисом, административно-торгового комплекса, мотеля и производственной базы.
Мэрия и ДП "Газкомплектимпэкс" РАО "Газпром" заключили договор на передачу в аренду городских земель от 15.01.1998 N 001520, согласно которому последнему предоставлен в аренду сроком до 22.08.2007 земельный участок площадью 17,2109 га, расположенный по адресу: город Калининград, улица 4-я Большая Окружная.
Постановлением мэра города Калининграда от 24.01.2001 N 1249 для завершения строительства акцизного поста в составе административно-бытового корпуса, акцизного склада, пождепо, котельной и объектов энергообеспечения ООО "Газкомплектимпэкс" предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 4,1465 га и зарезервирован на период с 01.01.2000 по 31.12.2003 земельный участок площадью 13,0724 га для развития производственной базы.
Постановлением мэра города Калининграда от 23.09.2004 N 2587 земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:13 06 03:0035 и 39:15:13 06 03:0014 площадью 130 724 кв.м и 41 465 кв.м соответственно, расположенные по адресу: город Калининград, улица 4-я Большая Окружная, предоставлены ООО "Газкомплектимпэкс" в аренду на срок до 22.08.2007.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Территориального управления от 21.11.2005 N 648-р "О внесении земельных участков в реестр федерального имущества" указанные земельные участки на основании Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" внесены в реестр федерального имущества.
На основании распоряжения от 21.11.2005 N 648-р зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20.01.2006 серии 39-АА N 357328 и N 357341.
Соглашением от 10.02.2006, заключенным между Российской Федерацией, Мэрией и ООО "Газкомплектимпэкс", права и обязанности по договору аренды городских земель от 15.01.1998 N 001520 переведены на Российскую Федерацию в лице Территориального управления. Пунктом 3 названного Соглашения ООО "Газкомплектимпэкс" разрешено передать ООО "Совершенная техника" в субаренду на срок до 22.08.2007 часть земельного участка (кадастровый номер 39:15:13 06 03:0035/1) площадью 29 875 кв.м.
Считая распоряжение Территориального управления от 21.11.2005 N 648-р незаконным, Мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что к объектам федерального значения законом отнесены только месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации, а согласно выписке из государственного земельного кадастра спорные земельные участки являются землями поселений, в связи с чем указанные земельные участки не могли быть отнесены к федеральной собственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что разграничение государственной собственности на землю не проводилось.
Наряду с отнесением земельных участков к федеральной собственности в результате разграничения права государственной собственности на землю право собственности Российской Федерации на земельные участки может возникнуть в силу прямого указания закона.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Из приведенных норм следует, что земельные участки, занятые федеральными энергетическими системами, являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона в том случае, если они по целевому назначению отнесены к землям промышленности или землям иного специального назначения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки по целевому назначению относятся к землям поселений и, следовательно, не могут быть отнесены к федеральному имуществу в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что в результате издания оспариваемого распоряжения нарушены права органа местного самоуправления.
Поскольку спорные земельные участки не могли быть отнесены к федеральному имуществу в силу закона, а процедура разграничения государственной собственности на землю не проводилась, суд первой инстанции обоснованно признал распоряжение Территориального управления от 21.11.2005 N 648-р "О внесении земельных участков в реестр федерального имущества" недействительным и обязал Территориальное управление исключить указанные земельные участки из реестра федерального имущества. Нормы материального и процессуального права применены правильно, и оснований для отмены решения от 09.10.2006 не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.10.2006 по делу N А21-3011/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. N А21-3011/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника