Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 марта 2007 г. N А26-6974/2006-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Ломакина С.А., Самсоновой Л.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия Винниковой Н.С. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 06.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2006 по делу N А26-6974/2006-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Администрация Туксинского сельского поселения (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 04.09.2006 N 1407 о привлечении Администрации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 10.11.2006 заявление Администрации удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение. По мнению подателя жалобы, Администрация в силу статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1), а также постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 является органом регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Представители Администрации, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией при осуществлении контроля соблюдения Администрацией законодательства о налогах и сборах выявлено нарушение срока сообщения о регистрации физических лиц по месту жительства, предусмотренного пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налоговый орган посчитал, что Администрация является органом регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Сведения о регистрации трех физических лиц представлены Администрацией в Инспекцию с нарушением установленного пунктом 3 статьи 85 НК РФ десятидневного срока.
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 04.09.2006 N 1407 о привлечении Администрации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, в виде взыскания 1 500 руб. штрафа.
Администрация не согласилась с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований налогоплательщик пояснил, что он не является органом, осуществляющим регистрацию физических лиц. Администрация считает, что в соответствии с Законом N 131-ФЗ администрациям сельских поселений, вновь созданных с 01.01.2006 муниципальных образований, не предоставлены полномочия по регистрации физических лиц.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Администрации, исходил из того, что администрация сельского поселения не является органом, обязанным осуществлять в соответствии с действующим законодательством регистрацию граждан по месту жительства, поэтому не может быть привлечена к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ. Кроме того, суд сделал вывод о неправильном определении Инспекцией размера штрафа, предусмотренного названной статьей.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
В силу статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми органы местного самоуправления могут наделяться только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 5 статьи 4 этого же Закона установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Статьей 4 Закона N 5242-1 установлено, что в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Наделение Администрации таким полномочием, как осуществление регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства, должно осуществляться федеральными законами либо законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 19 Закона N 131-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что в случае отсутствия на территории муниципального образования соответствующих органов внутренних дел законодательством предусмотрена возможность возложения функций по регистрации физических лиц по месту жительства на органы местного самоуправления при условии передачи им финансовых средств на осуществление этих функций.
Нормы Закона N 131-ФЗ не устанавливают обязанность органов местного самоуправления по регистрации граждан по месту жительства.
В данном случае налоговый орган не доказал передачу Администрации полномочий по осуществлению регистрации физических лиц по месту пребывания и месту жительства.
Суд первой инстанции также обоснованно учел разъяснения Государственного комитета Республики Карелия по осуществлению регистрационного учета граждан органами местного самоуправления в Республике Карелия от 23.10.2006 N 32-3/312-и. Как отражено в названных разъяснениях, вопросы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства отнесены к компетенции Российской Федерации, передача полномочий органам местного самоуправления по регистрации граждан должна осуществляться на основании соответствующего федерального закона с необходимым финансовым обеспечением из федерального бюджета (листы дела 38-39).
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Администрацию нельзя рассматривать в качестве органа, осуществляющего в соответствии с действующим законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства.
Следовательно, у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения Администрации к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за нарушение срока представления сообщений о регистрации трех физических лиц, а суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные требования.
Более того, суд первой инстанции правомерно указал на нарушение налоговым органом законодательства о налогах и сборах при определении размера взыскиваемого с Администрации штрафа по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ
В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение, как и несвоевременное сообщение перечисленных сведений, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением от 04.09.2006 N 1407 налоговый орган привлек Администрацию к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 1 500 руб. Налоговый орган не обосновал сумму взыскиваемого штрафа. Вместе с тем, положения статьи 129.1 НК РФ предусматривают взыскание санкции по факту совершения правонарушения независимо от количества актов государственной регистрации, сведения о которых представлены несвоевременно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным, в связи с чем обжалуемый судебный акт не подлежит отмене или изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2006 по делу N А26-6974/2006-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2007 г. N А26-6974/2006-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника