Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 09 декабря 2022 г. по делу N 33а-1077/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований проходящего военную службу по контракту старшего сержанта Сухорукова Сергея Анатольевича о признании незаконными действий начальника территориального отделения "Волгоградский" филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение филиала ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с отказом в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, а также возражения относительно нее, объяснения представителя отделения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" - Глуховой В.С, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 16июня 2022 г. N ТО68/30-6 Сухорукову С.А. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства отказано на том основании, что ранее он уже был обеспечен жилым помещением администрацией г. "адрес", которым распорядился по своему усмотрению.
Сухоруков С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным названное решение, обязать указанное должностное лицо его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учет.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Сухоруков С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование истец указывает, что его право на обеспечение жильем, предусмотренное пунктом 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", реализовано не было, поскольку квартира ему была передана в собственность органом местного самоуправления, а не Министерством обороны Российской Федерации. Продажа названного жилого помещения не имела признаков намеренного ухудшения его жилищных условий в связи с тем, что была вынужденной - для получения денежных средств, необходимых для лечения травмы, полученной в период прохождения военной службы. С момента ее продажи прошло более 14 лет. Также истец указывает, что на момент продажи жилого помещения проходил военную службу в воинской части, дислоцированной в ином муниципальном образовании, в связи с чем не мог использовать это жилое помещение для постоянного проживания.
Сухоруков С.А. считает, что вывод суда о невозможности сдачи им предоставленного жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации является необоснованным, поскольку этим ведомством ему жилое помещение не предоставлялось.
В письменных возражениях начальник отделения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а также в возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта
2005 г, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Согласно материалам дела, в 1994 году во время прохождения службы в органах МВД Сухорукову С.А. по договору социального найма на состав семьи один человек было предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 27, 7 кв. м.
В июле 2007 года администрацией городского округа г. "адрес" указанное жилое помещение безвозмездно в порядке приватизации из жилищного фонда передано в собственность административного истца. 28 сентября 2007 г. эта квартира им продана третьему лицу.
Следовательно, указанное жилое помещение было предоставлено истцу из государственного жилищного фонда.
Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 9 июля 2022 г.) военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В пункте 14 ст. 15 этого же Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 п. 27 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Следовательно, необходимым условием для предоставления военнослужащим жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства является сдача занимаемого жилого помещения по месту службы, которое, согласно положениям пункта 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Поэтому в том случае, когда военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его или приходящуюся на него часть жилья, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, установленного ст. 53 ЖК Российской Федерации.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Сухоруков С.А. заключил первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. Общая продолжительность его военной службы составляет более 10 лет, по окончании контракта в декабре 2022 года он планируется к увольнению с военной службы по возрасту.
В мае 2022 г. истец обратился в отделение филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. "адрес" с составом семьи 1 человек.
Решением начальника отделения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 16июня 2022 г. N ТО68/30-6 Сухорукову С.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства по причине его обеспечения жилым помещением от государства по установленным норма один раз, а в последующем распорядился им.
Таким образом, поскольку Сухоруков С.А. распорядился ранее полученным от государства жилым помещением для постоянного проживания, утратил возможность его освободить и в установленном порядке сдать, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилья по договору социального найма от военного ведомства.
Поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности обжалуемого решения начальника отделения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 16июня 2022 г. N ТО68/30-6 об отказе в принятии Сухорукова С.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Доводы автора жалобы о том, что его право на обеспечение жилым помещением не было реализовано именно Министерством обороны Российской Федерации и о невозможности сдачи предоставленного ему жилого помещения военному ведомству, являются необоснованными, поскольку в силу части 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих жилыми помещениями гарантируется государством. В связи с этим после предоставления истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда право
Сухорукова С.А. на жилье было государством реализовано.
С учетом вышеизложенных имеющих значение для дела обстоятельств иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов суда и на законность и обоснованность принятого судебного решения.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 5 сентября
2022 г. по административному исковому заявлению Сухорукова Сергея Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: Д.В. Меркулов
М.Г. Шуайпов
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.