Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 марта 2007 г. N А26-5847/2006-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 13.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2006 (судья Мельник А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2006 (судьи Копылова Л.С., Жиляева Е.В., Зайцева Е.К.) по делу N 26-5847/2006-13,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационная служба" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 31 709 руб. 04 коп. расходов, понесенных в результате предоставления с мая 2003 по декабрь 2004 года жителям муниципального образования города Сортавала льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (далее - Закон N 4301-1). В качестве третьего лица указана администрация Сортавальского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2006 исковые требования удовлетворены частично, с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 30 494 руб. 94 коп.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2006 решение от 05.10.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, основания для удовлетворения иска за счет средств казны Российской Федерации отсутствуют, поскольку указанные расходы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией из федерального бюджета. Минфин РФ также считает, что в размер взыскиваемой суммы включен налог на добавленную стоимость, что противоречит требованиям статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако их представители в судебное заседание не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие с мая 2003 по декабрь 2004 года предоставляло гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом N 4301-1. В результате предоставления льгот у Предприятия возникли расходы, невозмещение которых послужило основаниям для обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 5 Закона N 4301-1 (в редакции от 13.07.2001, с изменениями от 28.12.2004) Герои, полные кавалеры ордена Славы и совместно проживающие с ними члены их семей освобождены от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) и оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), платы за пользование домашним телефоном и вневедомственной охранной сигнализацией жилья независимо от вида жилищного фонда.
Согласно статье 11 Закона N 4301-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией названного Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с названным Законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Правила). Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие названных Правил продлено на 2003 и 2004 годы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил расходы, связанные с реализацией рассматриваемых законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Согласно пункту 2 Правил предоставление субвенций осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, расходы, связанные с реализацией названного Закона, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование понесенных расходов истец предоставил счета-фактуры и реестры граждан, получивших льготы по жилищно-коммунальным услугам. Однако в реестрах не указан год, в котором предоставлены льготы (лист дела 61), а в некоторых вообще нет данных, в каком периоде этим гражданам предоставлялась льгота (лист дела 63). Кроме того, счета-фактуры и реестры не являются единственными доказательствами, подтверждающими предоставление льгот. В материалах дела отсутствуют платежные документы, а также документы, позволяющие установить, выделялись ли Минфином РФ из федерального бюджета средства на реализацию Закона N 4301-1 и в каком объеме.
Таким образом, выводы судов не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
В соответствии со статьей 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше, истребовать необходимые доказательства, подтверждающие факт предоставления льгот и размер понесенных расходов, и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2006 по делу N 26-5847/2006-13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2007 г. N 26-5847/2006-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника