Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 марта 2007 г. N А66-11518/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кравченко Т.В., Старченкова В.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Транссервисэнерго" Чеченкова С.М. (доверенность от 15.05.2006), Болтина А.Ю. (доверенность от 19.10.2006), от открытого акционерного общества "Энерготраст" Пуляевой Е.О. (доверенность от 20.06.2006),
рассмотрев 22.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энерготраст" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.11.2006 по делу N А66-11518/2005 (судьи Бажан О.М., Пугачев А.А., Белов О.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Транссервисэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК Тверской области) от 23.12.2004 N 20/11 "О тарифе на услуги по передаче электрической энергии по сетям открытого акционерного общества "Энерготраст".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены прокуратура Тверской области, Управление федеральной антимонопольной службы, открытое акционерное общество "Энерготраст" (далее - ОАО "Энерготраст").
Определением от 01.02.2006 производство по делу прекращено. Суд исходил из того, что дело об оспаривании нормативного правового акта не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось.
Определением апелляционной инстанции от 16.03.2006 производство по апелляционной жалобе прекращено с последующей передачей жалобы а Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2006 определение от 01.02.2006 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Решением от 22.11.2006 заявление Общества удовлетворено, постановление РЭК Тверской области от 23.12.2004 N 20/11 признано не соответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В кассационной жалобе ОАО "Энерготраст", ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим Обстоятельствам дела, просит отменить решение от 22.11.2006.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением РЭК Тверской области от 23.12.2004 N 20/11 установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Энерготраст" в размере 8,1 коп.кВтч, без учета налога на добавленную стоимость.
Считая, что указанное постановление противоречит нормам Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 191 АПК РФ производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспоренный нормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Пункт 15 названного постановления" следует читать "подпункт 15 пункта 4 названного постановления"
В соответствии с Федерального Закона Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.03.2004 N 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов". Пункт 15 названного постановления обязывает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов публиковать в установленном порядке принятые решения.
Согласно пункту 23 Правил постановление регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Тверской области от 16.03.2004 N 13-30 "О нормативных правовых актах Тверской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов администрации Тверской области, областных исполнительных органов государственной власти Тверской области считается их первая публикация в официальном печатном органе, определяемом администрацией Тверской области. Такими печатными органами являются газеты "Тверская жизнь" и "Тверские ведомости".
Таким образом, Региональная энергетическая комиссия Тверской области должна была опубликовать свое постановление от 23.12.2004 N 20/11 в одной из указанных выше газет. Однако, как установлено судом, данное требование норм действующего законодательства РЭК Тверской области не выполнила.
Ссылка ОАО "Энерготраст" на пункт 10 Порядка подготовки и принятия нормативных правовых актов областных исполнительных органов государственной власти Тверской области (утвержден постановлением администрации Тверской области от 23.11.2004 N 226-па), согласно которому нормативные правовые акты администрации Тверской области могут быть опубликованы (размещены) для всеобщего сведения в иных средствах массовой информации, а также в сети Интернет, является необоснованной, так как подобные публикации официальным опубликованием нормативного правового акта не являются.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации неопубликованный нормативный правовой акт не подлежит применению.
Несмотря на указанные нормы закона, оспариваемый нормативный правовой акт был применен, чем были нарушены интересы заявителя по настоящему делу.
Основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
Данная норма предусмотрена и подпунктом 1 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 N 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов".
На момент принятия постановления РЭК Тверской области от 23.12.2004 N 20/11 федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов являлась Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (пункт 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109). С декабря 2004 года федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов стала Федеральная служба по тарифам (пункт 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 893).
Постановлением ФЭК РФ от 29.04.2004 N 29-э/9 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Тверской области" предельный максимальный размер платы за услуги по передаче электрической энергии на территории Тверской области (для высокого уровня напряжения) был установлен в размере 294,28 руб./МВтч (29,4 коп./кВтч).
Приказом ФСТ от 29.12.2004 N 431-э/9 "О внесении изменений в постановление ФЭК России от 29.04.2004 N 29-э/9 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Тверской области" предельный максимальный размер платы за услуги по передаче электрической энергии на территории Тверской области был оставлен в прежнем размере - 294,28 руб./МВтч (29,4 коп./кВтч).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Тверской области от 22.10.2004 N 10/7 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Тверьэнерго", принятым в соответствии с постановлением ФЭК РФ от 29.04.2004 N 29-э/9, утвержден и введен в действие с 01.01.2005 тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Тверьэнерго" для высокого уровня напряжения в размере 294,28 руб./МВтч (29,4 коп./кВтч).
Названным постановлением РЭК Тверской области установила для ОАО "Тверьэнерго" тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям этой организации, соответствующий предельному максимальному уровню тарифа на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для потребителей Тверской области, установленному федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Тем не менее постановлением от 23.12.2004 N 20/11 РЭК Тверской области установила на 2005 год тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Энерготраст" в размере 8,1 коп./кВтч, без учета налога на добавленную стоимость.
Таким образом, тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для потребителей Тверской области составил 37,5 коп./кВтч без учета НДС, что не соответствует положениям постановления ФЭК РФ от 29.04.2004 N 29-э/9 и Приказа ФСТ от 29.12.2004 N 431-э/9.
Следовательно, постановление РЭК Тверской области от 23.12.2004 N 20/11 не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно постановлению ФЭК РФ от 29.04.2004 N 29-э/9 и Приказу ФСТ от 29.12.2004 N 431-э/9, а также Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статьей 6 которого предусмотрена обязанность РЭК Тверской области устанавливать тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
Кроме того, при принятии названного постановления РЭК Тверской области не проводила экспертизу предложений об установлении тарифа, не рассматривала вопрос о тарифе на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Энерготраст" на заседании правления. Тем самым РЭК Тверской области нарушила требования пунктов 7, 13, 16, 17, 18, 19, 23 Правил.
Таким образом, оспоренный нормативный правовой акт не соответствует требованиям пункта 21 Правил, согласно которому постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам. Постановление РЭК Тверской области от 23.12.2004 N 20/11 данным требованиям не соответствует, поскольку не содержит разбивки по категориям (группам) потребителей, а также указаний о сроке действия тарифа с календарной разбивкой.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.11.2006 по делу N А66-11518/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энерготраст" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2007 г. N А66-11518/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника