Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 марта 2007 г. N А56-2566/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от закрытого акционерного общества "Компьютерные системы для бизнеса" Цыпина Д.А. (доверенность от 08.01.2007 N 5), Осикина М.Ю. (доверенность от 18.08.2006 N 54),
рассмотрев 13.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2006 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 (судьи Петренко Т.И., Горбачева О.В., Протас Н.И.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Компьютерные системы для бизнеса" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга (после переименования - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 19.12.2005 N 09/26749 в части доначисления 9 032 030 руб. налога на доходы иностранных юридических лиц и 3 119 554 руб. пеней.
Решением суда от 29.08.2006 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, в силу статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) иностранная организация при применении положений международного договора должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение о том, что эта организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, заверенный компетентным органом соответствующего иностранного государства. Инспекция указывает на то. что соответствующее подтверждение не представлено в ходе налоговой проверки,
В отзыве на жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества отклонили доводы жалобы
Представители Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Обществом налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, о чем составлен акт от 28.11.2005 N 09/46.
В ходе выездной проверки выявлено, в частности, что Общество, выплачивая иностранной организации - "PSC" по лицензионному договору от 01.12.2002 доходы, в нарушение статьи 312 НК РФ не представило в налоговый орган подтверждение того, что названная организации имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российской Федерации заключен международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства.
По результатам выездной проверки Инспекцией принято решение от 19.12.2005 N 09/26749 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, доначислении налогов и пеней за их несвоевременную уплату.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа по эпизоду, связанному с выплатой иностранной организацией дохода, и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что начисление налога с доходов иностранных организаций и соответствующих пеней за его несвоевременную уплату произведено Инспекцией с нарушением статей 24, 45 и 312 НК РФ, поскольку заявитель является налоговым агентом, а не налогоплательщиком.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи, в валюте выплаты дохода.
Согласно статье 7 НК РФ в случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрено Кодексом, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Статьей 12 договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки от 17.06.1992 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" предусмотрено, что доходы от авторских прав и лицензий, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, которое имеет на них фактическое право, облагаются налогом только в этом Государстве.
Указанная норма международного договора влечет освобождение от налогообложения названных доходов в Российской Федерации.
Порядок применения международных договоров Российской Федерации, касающихся налогообложения и сборов, установлен статьей 312 НК РФ.
В подпункте 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ исключение сделано в отношении выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.
Исходя из названной нормы, при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Как установлено судебными инстанциями и не опровергается участвующими в деле лицами, в подтверждение местонахождения иностранной организации "PSC" в США Общество представило свидетельство о регистрации с апостилем, свидетельство о регистрации и деятельности юридического лица и соблюдении налогового законодательства (том дела 1, листы 90-130).
Следовательно, Общество располагает документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 312 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает правильными выводы судебных инстанций о необоснованном доначислении налоговому агенту (Обществу) суммы не удержанного им налога на доходы иностранных юридических лиц, полученные от источников в Российской Федерации, и начислении заявителю пеней по этому налогу.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ определено, что соответствующие налоги удерживаются налоговыми агентами из средств, выплачиваемых налогоплательщикам.
В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
В данном случае иностранная организация "PSC" не является плательщиком налога на территории Российской Федерации в силу положений международного договора, в связи с чем отсутствует обязанность по удержанию и перечислению соответствующих сумм налога в бюджет на территории Российской Федерации.
Суды обеих инстанций правильно признали недействительным решение Инспекции в части доначисления заявителю 9 032 030 руб. налога с доходов иностранных организаций и соответствующих пеней с учетом указанных судом кассационной инстанции обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение от 29.08.2006 и постановление от 14.12.2006 законными и не находит правовых оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 по делу N А56-2566/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2007 г. N А56-2566/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника