Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 марта 2007 г. N А42-3289/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.Б., судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области Козыревой Н.С. (доверенность от 09.01.2007 N 12),
рассмотрев 20.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.09.2006 (судья Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 (судьи Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А42-3289/2006,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения "Войсковая часть 13690" (далее - Войсковая часть) 10 748 205 руб. 27 коп. налога на имущество и 2 175 377 руб. 11 коп. пеней по этому налогу, 251 753 руб. 60 коп. транспортного налога и 64 773 руб. 15 коп. пеней, а также 7 523 743 руб. 69 коп. и 393 713 руб. 60 коп. штрафов за непредставление Войсковой частью деклараций соответственно по налогу на имущество и транспортному налогу, 2 149 641 руб. 05 коп. штрафа за неуплату налога на имущество и 50 350 руб. 72 коп. штрафа за неуплату транспортного налога.
Решением суда от 15.09.2006 Инспекции отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, положения подпункта 6 пункта 2 статьи 358 и подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие освобождение от обложения налогом на имущество и транспортным налогом, распространяются только на федеральные органы исполнительной власти. Поскольку Войсковая часть является самостоятельным юридическим лицом и не относится к федеральным органам исполнительной власти, налоговый орган считает, что она должна уплачивать налог на имущество и транспортный налог в общеустановленном порядке.
Представители Войсковой части, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Войсковой частью налога на имущество и транспортного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, о чем составлен акт от 19.12.2005 N 321.
Налоговой проверкой выявлено необоснованное применение налогоплательщиком льгот по налогу на имущество и транспортному налогу, предусмотренных подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ. Инспекция полагает, что подведомственные Министерству обороны Российской федерации учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти, и поэтому их имущество не освобождается от обложения транспортным налогом и налогом на имущество.
По результатам выездной проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений принято решение от 19.01.2006 N 75 о привлечении Войсковой части к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 НК РФ, доначислении 10 748 205 руб. 27 коп. налога на имущество, 251 753 руб. 60 коп. транспортного налога, 2 175 377 руб. 11 коп. и 64 773 руб. 15 коп. пеней за несвоевременную уплату указанных налогов.
Войсковой части направлены требования от 23.01.2006 N 11495 и N 623 об уплате налога и налоговой санкции, начисленных решением от 19.01.2006 N 75, в срок до 02.02.2006 и 07.02.2006 соответственно.
Поскольку налогоплательщик добровольно в установленный срок не исполнил требования Инспекции, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что имущество, принадлежащее Войсковой части на праве оперативного управления и используемое ею для нужд обороны, не является объектом обложения налогом на имущество и транспортным налогом в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.
Апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
В пункте 1 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Аналогичные условия освобождения от налогообложения содержатся в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы обложения транспортным налогом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Следовательно, в целях применения статей 358 и 374 НК РФ имуществом (транспортным средством), принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество (транспортное средство), непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество (транспортное средство), находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 314) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Из пунктов 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", следует, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1, статьями 11, 12 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных сил Российской Федерации, и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Согласно Указу N 314 Министерство обороны Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами России, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженных Сил России.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны России, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами России.
Поскольку Вооруженные силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны, и входящие в состав Вооруженных сил службы созданы для реализации поставленных перед ними задач, это позволяет относить закрепленное за Войсковой частью на праве оперативного управления имущество, используемое для нужд обороны, к освобождаемому от налогообложения в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 358 и подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.
Следовательно, налоговый орган необоснованно решением от 19.01.2005 N 75 доначислил Войсковой части налог на имущество, транспортный налог, соответствующие пени и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в связи с чем судебные инстанции правильно отказали в удовлетворении заявления Инспекции в этой части.
Пункт 2 статьи 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.
Поскольку в связи с обоснованным применением Войсковой частью льгот по налогу на имущество и транспортному налогу ответчик не является плательщиком указанных налогов, то суды первой и апелляционной инстанции правомерно отказали Инспекции во взыскании с Войсковой части штрафов, предусмотренных пунктом 2 статьи 119 НК РФ, за непредставление деклараций по налогу на имущество и транспортному налогу.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не находит правовых оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.09.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 по делу N А42-3289/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2007 г. N А42-3289/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника