Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 марта 2007 г. N А56-15236/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.П.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Бункерная компания "Флагман СПб" Бондарчук С.Ю. (доверенность от 01.12.06 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу Смелянской А.Б. (доверенность от 09.03.07 N 19-10/04627),
рассмотрев 20.03.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.06 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.06 (судьи Борисова Г.В., Старовойтова О.Р., Шульга Л.А.) по делу N А56-15236/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бункерная компания "Флагман СПб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 20.02.06 N 06-08/67 в части отказа в возмещении 583 945 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2005 года и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на расчетный счет налога в указанной сумме.
Решением от 25.08.06 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.06 решение суда от 25.08.06 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, в ходе проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности Общества и его поставщиков. Как полагает налоговый орган, Общество не подтвердило факт оприходования экспортируемого товара, а также не подтвердило правомерность налоговых вычетов по цепочке поставщиков (ООО "Фирма "Элматорг", ООО "Преображенский и партнеры", ЗАО "ПНТ-ГСМ").
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налоговой декларации по НДС за октябрь 2005 года, представленной Обществом. Инспекцией вынесено решение от 20.02.06 N 06-08/67 об отказе Обществу в возмещении 583 945 руб. НДС за октябрь 2005 года.
Заявленные в данной декларации налоговые вычеты связаны с исполнением контракта от 11.05.05 N 01, заключенного с иностранной компанией по оказанию услуг по снабжению судов топливом (бункеровка) в режиме перемещения припасов. Основанием для принятия решения в части отказа в возмещении НДС налоговый орган указал на неподтверждение факта оприходования экспортируемого товара в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также неподтверждение правомерности налоговых вычетов по цепочке поставщиков (ООО "Фирма "Элматорг", ООО "ЛОТ-нор групп". ООО "Преображенский и партнеры", ЗАО "ПНТ-ГСМ").
Не согласившись с указанным решением в части отказа в возмещении НДС, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворяя требования заявителя, исходили из того, что налоговым органом подтверждена правомерность применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по НДС, полный пакет документов по статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) представлен в Инспекцию, в том числе документы, подтверждающие оприходование товара; организация не может нести ответственность за действия третьих лиц; Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанности налогоплательщика представлять документы о движении товара между поставщиками 1, 2 и 3 звеньев; доводы о недобросовестности не подтверждены.
Кассационная инстанция считает судебные акты обоснованными.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС операций по реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, производится по налоговой ставке О процентов. При этом в целях статьи 164 НК РФ припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ. для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган). При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов представляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы вместе с отдельной налоговой декларацией документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик вправе применить налоговую ставку 0 процентов и налоговые вычеты по НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме перемещения припасов, при условии представления в налоговый орган вместе с отдельной налоговой декларацией документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество в подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов в октябре 2005 года представило в налоговый орган полный комплект документов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ и с учетом особенностей их оформления, предусмотренных в приложении к приказу от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов". Этот вывод суда подтверждается материалами дела.
Документы, подтверждающие вывоз припасов (поручения на погрузку с надлежащими отметками уполномоченного таможенного органа "Погрузка разрешена", "Товар вывезен полностью", бункеровочные расписки, заявки на погрузку припасов иностранного покупателя), были представлены в налоговый орган и замечаний по их оформлению не имелось. Заявителем подтверждено и фактическое поступление на счет Общества валютной выручки по контракту от 11.05.05 N 1 от иностранного покупателя.
Выводы проверки основаны на исследовании налоговым органом обстоятельств, связанных с движением топлива по цепочке поставщиков.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 16.10.03 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Поскольку в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства. на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Налоговым органом не оспаривается, что товары перемещались через таможенную территорию Российской Федерации в режиме перемещения припасов.
Поставщиком топлива Общества является ЗАО "ПНТ-ГСМ". Заключенный между вышеуказанными организациями договор N 04/05 от 01.02.05 имеет разумную деловую цель, исполняется сторонами надлежащим образом и не содержит признаков фиктивности, что подтверждается отражением в бухгалтерском учете Общества операций по движению товара по поставкам, а также платежами за поставленный товар.
Нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не связывают право налогоплательщика на возмещение НДС с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками.
В рассматриваемом случае приобретенное топливо перевозилось от грузоотправителя в адрес грузополучателя, что не противоречит нормам гражданского законодательства. Поэтому и не требуется наличие, а также представление железнодорожных накладных, подтверждающих перевозку товаров на территории Российской Федерации с отметками о его получении покупателем топлива, и документов, на основании которых товар перевозился перевозчику.
Доводы налогового органа по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции и отмены принятых по данному делу судебных актов судов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.06 по делу N А56-15236/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2007 г. N А56-15236/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника