Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 марта 2007 г. N А52-2312/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Самсоновой Л.А.,
при участии в судебном заседании от закрытого акционерного общества "Псковпищепром" Ватиновой Е.В. (доверенность от 11.11.2006 N 412-Д), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Дербан В.Н (доверенность от 16.03.2007 N 454) и Акбашевой Ж.А. (доверенность от 08.12.2006 N 422),
рассмотрев 19.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 25.09.2006 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2006 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Маганова Т.В.) по делу N А52-2312/2006/2,
установил:
Закрытое акционерное общество "Псковпищепром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция) от 12.07.2006 N 15-01/2558/2390.
Решением суда от 25.09.2006 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, решение инспекции от 12.07.2006 N 15-01/2558/2390 является законным, принятие такого решения входит в компетенцию налоговых органов при осуществлении возложенных на них функций по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В данном случае обществом нарушены требования Закона Псковской области от 12.10.2005 N 473-03 "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" (далее - Закон N 473-О3) при применении льготы по налогу на имущество.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель общества, указав на их несостоятельность просил оставить решение суда без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке Как видно из материалов дела, общество 20.03.2006 представило в налоговый орган декларацию по налогу на имущество за 2005 год. Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации, о чем обществу направлено сообщение от 19.06.2006 N 15-01/1907
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 12.07.2006 N 15-01/2558/2390 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. доначислении 4 186 428 руб. налога на имущество и начислении 91 683.45 руб. пеней.
В обоснование решения инспекция ссылается на неправомерное применение обществом льготной ставки налога на имущество в размере 0,01 процента за полугодие 2005 года, то есть на нарушение налогоплательщиком условий предусмотренных статьей 6 Закона N 473-О3.
Общество, посчитав решение инспекции от 12.07.2006 N 15-01/2558/239 незаконным, оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав на правомерность применения обществом льготы по налогу на имущество, предусмотренной статьей 3 Закона N 473-О3, в соответствии с распоряжением администрации Псковской области от 30.01.2006 N 10-р (далее - распоряжение от 30.01.2006 N 10-р). Названным распоряжением утвержден инвестиционный проект общества "Строительство многофункционального здания общественного назначения". Суд также указал на то, что налоговым органам не предоставлено право оценивать целесообразность предоставления налоговых льгот, и, поскольку распоряжением от 30.01.2006 N 10-р ЗАО "Псковпищепром" предоставлено право на применение ставки налога на имущество в размере 0,01 процента, то общество при уплате налога правомерно воспользовалось этим правом.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами, общество 05.12.2005 подало в администрацию Псковской области заявку по инвестиционному проекту "Строительстве многофункционального здания общественного назначения".
На заседании инвестиционной комиссии администрации Псковской области 20.01.2006 по результатам рассмотрения заявки общества принято решение об утверждении инвестиционного проекта "Строительство многофункционального здания общественного назначения" с планируемыми объемами осуществленных инвестиций 341 320 000 руб., о предоставлении обществу государственной поддержки, установив с 01.07.2005 по 30.06.2010 льготные ставки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет области, в размере 13,5 %, по налогу на имущество - в размере 0,01 % (протокол N 16).
Распоряжением администрации Псковской области от 30.01.2006 N 10-р утвержден инвестиционный проект общества "Строительство многофункционального здания общественного назначения" с планируемыми объемами осуществленных инвестиций 341 320 000 руб., обществу предоставлена государственная поддержка в виде установления с 01.07.2005 по 30.06.2010 льготных ставок по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет области, в размере 13,5%, по налогу на имущество в размере 0,01 %.
Объект инвестиционной деятельности - здание (литера А-1) введен в эксплуатацию 29.08.2005, право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Псковской области 30.09.2005, о чем выдано свидетельство серии 60 АЖ 242443.
Общество 26.12.2005 передало данное здание в качестве вклада в уставный капитал ООО "Леонардо Камериче". Изменения, внесенные в учредительные документы ООО "Леонардо Керамиче", зарегистрированы Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Псковской области 23.12.2005 за государственным регистрационным номером 1026002541751, переход права собственности зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Псковской области 02.03.2006, о чем выдано свидетельство серии 60 АЖ 271846.
По мнению инспекции, передача объекта инвестиционной деятельности в качестве вклада в уставный капитал другой организации ставит под сомнение экономическую целесообразность затрат, понесенных налогоплательщиком при реализации инвестиционного проекта, нарушает условия, при которых инвестиции считаются осуществленными в соответствии с законодательством Псковской области, в частности, нахождение имущества на балансе в качестве основного средства, фактическое использование имущества в осуществляемой деятельности.
Данные доводы инспекции обоснованно не приняты судами во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 380 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Статьей 2 Закона Псковской области от 25.11.2003 N 316-О3 "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка установлена в размере 2.2 процента.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 1 Закона N 473-О3 инвесторы - юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории области, зарегистрированные и состоящие на учете в налоговых органах области; осуществленные инвестиции - это инвестиции во вновь созданное или приобретенное и введенное в эксплуатацию имущество, поставленное на баланс в качестве основных средств и фактически используемое организацией в осуществляемой деятельности.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 473-О3 инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, утвержденные администрацией области, устанавливается льготная ставка налога на имущество в размере 0,01 процента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона N 473-О3 налоговые льготы инвестору устанавливаются на 5 лет с момента начала реализации инвестиционного проекта.
Моментом начала реализации инвестиционного проекта является начало квартала, в котором осуществлена постановка на баланс имущества в качестве объектов основных средств в соответствии с инвестиционным проектом.
Для установления права пользования налоговыми льготами, предусмотренными настоящей статьей, инвестор представляет в налоговые органы распоряжение администрации области об утверждении инвестиционного проекта и предоставлении государственной поддержки (пункт 4 статьи 6 Закона N 473-О3).
В силу пункта 7 статьи 6 Закона N 473-О3 инвестор одновременно с налоговой декларацией за налоговый период представляет в налоговый орган: расчет подтверждающий его право пользования в налоговом периоде льготами установленными пунктом 1 настоящей статьи, выполненный по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону, аудиторское заключение, подтверждающее осуществленные инвестиции за период, прошедший с момента начала реализации инвестиционного проекта, и за налоговый период за отчетный год; копию бухгалтерской отчетности за налоговый период (формы N 1, 5); перечень объектов основных средств с приложением заверенных руководителем организации, главным бухгалтером и печатью копий первичной учетной документации по учету основных средств, актов о приемке-передаче объектов основных средств (формы N ОС-1, ОС-1a, ОС-1б), инвентарных карточек учета объектов основных средств (формы N ОС-6, ОС-6а).
Таким образом, Законом N 473-О3 установлено, что инвестор одновременно с налоговой декларацией за налоговый период представляет в подтверждение правомерности применения льготы по налогу вышеуказанный пакет документов.
Судами правомерно не принят во внимание довод инспекции о том, что при снятии с баланса объекта инвестиционной деятельности предоставление обществом перечня объектов основных средств с приложением копий первичной учетной документации по учету основных средств, в составе которых находится объект инвестиционной деятельности, является невозможным.
Бухгалтерская отчетность за отчетный период (формы N 1, 5) содержит данные бухгалтерского учета на начало и конец отчетного периода; инвентарные карточки учета объектов основных средств (формы N ОС-6, ОС-6а) содержат все данные о движении имущества. Следовательно, указанные документы подтверждают, что в проверяемом периоде на балансе общества находился объект инвестиционной деятельности.
Факт использования спорного объекта во II полугодии 2005 года в деятельности общества инспекцией не оспаривается.
Решения об отмене государственной поддержки в отношении общества в порядке, предусмотренном пунктами 9-12 статьи 5 Закона N 473-О3, не принималось.
При указанных обстоятельствах у инспекции отсутствовали основания для доначисления обществу налога на имущество, начисления пеней и штрафа.
Вместе с тем кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции о превышении налоговым органом полномочий при вынесении оспариваемого решения, поскольку фактически инспекцией решался вопрос о правомерности предоставления обществу льготы. Однако такой вывод не повлиял на правильность принятых по делу судебных актов.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков (пункт 1 статьи 87 НК РФ).
В данном случае инспекция, в силу полномочий предоставленных ей Налоговым кодексом Российской Федерации при проведении проверки осуществляла контроль за соблюдением обществом правомерности применения льготы по налогу на имущество предусмотренной Законом N 473-ОЗ, на основании представленных им документов.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 25.09.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2006 по делу N А52-2312/2006/2 оставить без изменения, а а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2007 г. N А52-2312/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника