Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 марта 2007 г. N А13-7646/2006-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В.,
при участии от предпринимателя без образования юридического лица Макурина Ю.Н. - Карпуничева А.В. (доверенность от 15.03.2007),
рассмотрев 20.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.11.2006 по делу N А13-7646/2006-21 (судья Ковшикова О.С),
установил:
Предприниматель без образования юридического лица Макурин Юрий Никифорович обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 28.07.2006 N 3000.
Решением суда от 28.11.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что суд неправильно применил статьи 13, 14, 15 и 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению налогового органа, лесные подати не являются налоговыми платежами, поэтому не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим полученные налогоплательщиком доходы, при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - единый налог).
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку декларации Макурина Ю.Н. по единому налогу за 12 месяцев 2005 года, по результатам которой составила заключение от 27.05.2006 N 21 и приняла решение от 28.07.2006 N 3000 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 78 864 руб. 40 руб. штрафа за неуплату единого налога. В решении налоговый орган предложил Макурину Ю.Н. уплатить 394 322 руб. единого налога и 13 505 руб. 53 коп. пеней.
По мнению Инспекции, Макурин Ю.Н. необоснованно уменьшал доходы от реализации древесины на суммы расходов по уплате лесных податей и земельного налога, перечисленных в связи с получением лесорубочных билетов и предоставлением в краткосрочную аренду участков лесного фонда по результатам аукционов.
Предприниматель оспорил решение Инспекции от 27.05.2006 N 21 в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал оспариваемое решение налогового органа недействительным.
Кассационная коллегия считает решение суда правильным с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (пункт 2 статьи 346.16 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Таким образом, при определении объекта обложения единым налогом налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, плательщиком которых он признается.
Из положений пункта 2 статьи 346.11 НК РФ следует, что субъекты упрощенной системы налогообложения признаются плательщиками земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, расходы, связанные с уплатой земельного налога, учитываются при исчислении единого налога в расходах, уменьшающих доходы, на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Указанные расходы принимаются в размере фактически уплаченных сумм в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены (подпункт 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).
Таким образом, доводы Инспекции об отсутствии оснований для уменьшения Макуриным Ю.Н. доходов на сумму расходов по уплате земельного налога за земли лесного фонда правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно статье 79 Лесного кодекса Российской Федерации лесопользование в Российской Федерации является платным.
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. При этом ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов (статьи 103, 104 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" лесные подати, будучи платежом за пользование лесным фондом, являются платежом за пользование природными ресурсами.
Подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
В подпункте "б" пункта 1 статьи 20 данного Закона указано, что к налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относится лесной доход.
Таким образом, лесные подати в 2004 году являлись налоговыми платежами.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 19.06.94 N 25" следует читать "Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 19.04.94 N 25"
Отнесение лесных податей к налоговым платежам подтверждается также решением Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2002 N ГКПИ2001-1827 по делу о проверке законности положений абзаца первого пункта 71 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551 и пункта 18 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 19.06.94 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню".
Следовательно, лесные подати подлежат включению в состав расходов, учитываемых при определении базы, облагаемой единым налогом, с учетом того, что доходы от реализации древесины по результатам аукционов, проведенных в 2004 году, получены в 2005 году, а сами расходы по уплате лесных податей также произведены в 2005 году.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованном уменьшении предпринимателем Макуриным Ю.Н. при исчислении единого налога полученных им в 2005 году доходов на сумму уплаченных лесных податей и земельного налога, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.11.2006 по делу N А13-7646/2006-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.2 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
По мнению налогового органа, предприниматель неправомерно уменьшил доходы от реализации древесины на суммы расходов по уплате лесных податей.
По мнению суда, налогоплательщик правомерно уменьшал доходы на сумму уплаченных лесных податей.
В соответствии со ст.79 Лесного кодекса РФ лесопользование в РФ является платным. Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" лесные подати, будучи платежами за пользование лесным фондом, являются платежом за пользование природными ресурсами.
Подпунктом "и" п.1 ст.19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
В подпункте "б" п.1 ст.20 данного Закона указано, что к налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относится лесной доход.
Отнесение лесных податей к налоговым платежам подтверждается и решением ВС РФ от 27.02.2002 N ГКПИ2001-1827 по делу о проверке законности положений абз.1 п.71 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551), и п.18 Инструкции Госналогслужбы РФ от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню".
Таким образом, суд пришел к выводу, что лесные подати подлежат включению в состав расходов, учитываемых при определении базы, облагаемой единым налогом, с учетом того, что доходы от реализации древесины по результатам аукционов, проведенных в 2004 году, получены в 2005 году, а сами расходы по уплате лесных податей также произведены в 2005 году.
В связи с указанным, суд поддержал позицию налогоплательщика, решение суда по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. N А13-7646/2006-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника