Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2007 г. N А66-4403/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирейковой Г.Г., Тарасюка И.М..
рассмотрев 20.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение от 01.08.2006 (судья Силаев Р.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.11.2006 (судьи Нофал Л.В., Рощупкин В.А., Рожина Е.И.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4403/2006,
установил:
Лихославльское муниципальное унитарное предприятие "Жилкомхоз" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 10 445 руб. 04 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления с 01.01.2005 по 30.04.2005 льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, указаны Департамент социальной защиты населения Тверской области. Территориальный отдел социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области, Департамент финансов Тверской области.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил сумму исковых требований до 8 851 руб. 72 коп., исключив из нее налог на добавленную стоимость.
Решением от 01.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.11.2006, с Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 8 851 руб. 72 коп. и 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права и вынести новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, Минфин РФ считает, что выполнил свои обязательства, перечислив в полном объеме бюджету Тверской области средства на реализацию установленных льгот, предусмотренные в федеральном бюджете.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в 2005 году предоставляло льготы гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, в результате чего у Предприятия возникли некомпенсированные расходы, невозмешение которых в полном объеме послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьями 14, 15, 17 Закона (в редакции от 29.12.2004) гражданам, указанным в пунктах 1, 2, 3, 6 части 1 статьи 13 Закона, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В соответствии со статьей 5 Закона (в редакции от 29.12.2004) предусмотренные названным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506 утвержден Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией названного Закона (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно приложению N 20 к Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Тверской области предусмотрены средства в размере 199 597 670 руб., однако фактически поступило 290 613 000 руб.
Как установлено судом, средства федерального бюджета в указанной сумме получены Тверской областью и через Департамент социальной защиты и отделы социальной защиты населения муниципальных образований полностью распределены организациям, предоставляющим услуги по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот. Однако указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов Предприятия, так как материалами дела подтверждается задолженность перед хозяйствующими субъектами Тверской области по компенсации соответствующих льгот в размере 175 137,20 тыс. руб., по Лихославльскому району - 1 981,00 тыс. руб. (отчет Департамента социальной защиты населения Тверской области).
Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а факт нецелевого использования предоставленных средств не доказан, то суд пришел к правильному выводу о необходимости компенсации расходов организации за счет средств федерального бюджета.
Правомерным является исключение судом из суммы иска налога на добавленную стоимость, поскольку компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.
Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов суды всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую правовую оценку и правильно применили нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4403/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2007 г. N А66-4403/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника