Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 марта 2007 г. N А52-3341/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Михайловской Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии директора муниципального предприятия города Пскова "Управление микрорайоном N 10" - Волкова В.Н. (распоряжение Администрации города Пскова от 21.09.05 N 488-рк) и Кортиевой И.Г. (доверенность от 10.01.07 N 2), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Ворожейкиной А.Г. (доверенность от 08.12.06 N 423) и Непиющей А.Г. (доверенность от 15.09.05 N 220),
рассмотрев 22.03.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 16.10.06 (судья Циттель С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.06 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Потеева А.В.) по делу N А52-3341/2006/2,
установил:
Муниципальное предприятие города Пскова "Управление Микрорайоном N 10" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлениями, которые определением от 14.09.06 объединены в одно производство, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 12.07.06 N 15-01/2559/2391 и от 14.09.06 N 15-01/833/3305, принятых в результате проверок соответственно первичной и уточненной деклараций по налогу на имущество организаций за 2005 год.
Решением от 16.10.06 суд удовлетворил заявленные требования, установив несоответствие оспариваемых решений налогового органа пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд апелляционной инстанции постановлением от 26.12.06 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Инспекция правомерно в порядке пункта 1 статьи 374 НК РФ определила объект налогообложения, так как "оспариваемое имущество (здания) закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения", относится к "основным средствам в силу прямого указания пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 N 26н (далее - ПБУ 6/01). В связи с тем, что Предприятие, созданное для выполнения работ по ремонту и содержанию жилого и нежилого фонда, "оказывает возмездные услуги по техническому обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и за оказанные населению услуги попучает доход ст Управления генерального заказчика Администрации города Пскова", налоговый орган считает, что заявитель использует оспариваемое имущество согласно цели своей деятельности.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представители Предприятия просили оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 28.03.06 Предприятие представило в налоговый орган декларацию по налогу на имущество за 2005 год, заявив в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса льготу, предусмотренную пунктом 6 статьи 381 НК РФ.
В ходе проверки этой декларации Инспекция направила заявителю сообщение от 23.06.06 N 15-01/2012 (том 1 листы дела 33 - 35) о неправомерном применении названной льготы со ссылкой на то, что представленные документы не подтверждают финансирование содержания льготируемых объектов за счет средств бюджетов субъекта и (или) местного.
В связи с этим 03.07.06 Предприятие представило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на имущество за 2005 год, указав в своих возражения на то, что в состав как налогооблагаемого, так и льготируемого имущества не включены объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, являющиеся муниципальной собственностью и переданные собственником в хозяйственное ведение для их технического обслуживания.
Однако решением от 12.07.06 N 15-01/2559/2391 (том 1, листы дела 22 - 27), принятым по результатам проверки первичной декларации по налогу на имущество за 2005 год Инспекция привлекла Предприятие к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 2 022 394,6 руб. штрафа, предложив налогоплательщику в срок, указанный в требовании, уплатить названную налоговую санкцию 10 118 365 руб. налога, доначисленного по основаниям, изложенным в сообщении от 23.06.06 N 15-01/201, и 373 247,6 руб. пеней.
В сообщении от 08.09.06 N 15-01/3204 дсп (том 1, листы дела 54 - 57), направленном в ходе проверки уточненной декларации по налогу на имущество за 2005 год налоговый орган указал на неправомерную корректировку налоговой базы, поскольку объекты жилищного фонда в силу пункта 5 ПБУ 6/01 уносятся к основным средствам, а распоряжение Администрации города Пскова от 14.07.06 N 1832-р, на основании которого спорное имущество переведено со счета 01 "Основные средства" на забалансовый счет 002, "не имеет обратной юридической силы"
Принятым в результате этой проверки решением от 14.09.06 N 15-01/833/3305 (том 1 листы дела 46 - 53) Инспекция в порядке пункта 2 статьи 108 НК РФ освободила предприятие от налоговой ответственности, предложив ему исполнить решение от 12.07.06 N 15-01/2559/2391 и внести исправления в бухгалтерский учет.
Кассационная коллегия считает, что названные решения налогового органа не соответствуют нормам налогового законодательства и нарушают права заявителя, в связи с чем правомерно признаны в судебном порядке недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Вместе с тем, пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действовавшим до 01.01.06, предусмотрено освобождение организаций от налогообложения в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.01 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" и от 13.10.03 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", согласно которым движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, отражается на счете 01 "Основные средства".
При этом в силу пункта 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются четыре условия. Одним из этих условий является использование имущества в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации.
В данном случае пунктом 1 распоряжения Администрации города Пскова от 30.08.04 N 3013-р "основные средства (жилищный фонд) восстановительной стоимостью 516 726 351 руб." закреплены на праве хозяйственного ведения за Предприятием, которое согласно пункту 2 Устава создано с целью выполнения работ по ремонту и содержанию жилого и нежилого фонда в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, содержания этого фонда и придомовой территории.
В ходе судебного разбирательства и кассационного обжалования принятых по делу судебных актов Инспекция не оспаривает, что в 2005 году Предприятие в соответствии с договором от 04.10.04 N 2, заключенным с Управлением генерального заказчика Администрации города Пскова, выполняло работы по технической эксплуатации жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры. Согласно пункту 5.1 названного договора источниками оплаты этих работ являются средства населения, поступающие на техническую эксплуатацию жилищного фонда и другие коммунальные услуги; средства городского бюджета - в виде субсидий на покрытие убытков, возникающих при эксплуатации жилого фонда, и субсидии и льготы, поступающие из федерального, областного и городского бюджетов, перечисленные на расчетный счет Управления генерального заказчика.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания для включения в налоговую базу Предприятия для исчисления налога на имущества за 2005 год объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, являющихся муниципальной собственностью, переданных ему собственником в хозяйственное ведение для технического обслуживания и неправомерно принятых заявителем на учет на счете 01 "Основные средства".
Несостоятельна при этом ссылка налогового органа на пункт 5 ПБУ 06/01, который применяется при наличии всех четырех условий, приведенных в пункте 4 этого Положения. Также несостоятелен довод Инспекции о том, что заявитель использовал названные объекты недвижимости для выполнения работ (оказания услуг), так как фактически Предприятие осуществляло техническое обслуживание объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на условиях договора, заключенного с Управлением генерального заказчика Администрации города Пскова - собственника этого имущества.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой не основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах материального права, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 16.10.06 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.06 по делу N А52-3341/2006/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.6 ст.381 НК РФ (действовавшим до 01.01.06), предусмотрено освобождение организаций от налогообложения в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
По мнению налогового органа, в связи с тем, что предприятие, созданное для выполнения работ по ремонту и содержанию жилого и нежилого фонда, оказывает возмездные услуги по техническому обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и за оказанные населению услуги получает доход от Управления генерального заказчика Администрации города, оно использует оспариваемое имущество согласно цели своей деятельности, а следовательно не имеет права воспользоваться льготой по налогу на имущество. Кроме того, первоначально имущество было учтено предприятием на счете 01 "Основные средства".
По мнению суда, позиция налогового не соответствует нормам действующего налогового законодательства.
Так, в соответствии с п.1 ст.374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В данном случае распоряжением Администрации города основные средства (жилищный фонд) закреплены на праве хозяйственного ведения за предприятием, которое создано с целью выполнения работ по ремонту и содержанию жилого и нежилого фонда в соответствии с требованиями ЖК РФ, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, содержания этого фонда и придомовой территории.
Предприятие в соответствии с договором выполняло работы по технической эксплуатации жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры. Источниками оплаты этих работ являются средства населения, поступающие на техническую эксплуатацию жилищного фонда и другие коммунальные услуги; средства городского бюджета - в виде субсидий на покрытие убытков, возникающих при эксплуатации жилого фонда, и субсидии и льготы, поступающие из федерального, областного и городского бюджетов.
Как указал суд, у налогового органа отсутствовали законные основания для включения в налоговую базу предприятия для исчисления налога на имущество за 2005 год объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, являющихся муниципальной собственностью, переданных ему собственником в хозяйственное ведение для технического обслуживания и неправомерно принятых предприятием на учет на счете 01 "Основные средства".
В связи с указанным, суд поддержал позицию налогоплательщика, решение суда по делу и постановление апелляционной инстанции оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г. N А52-3341/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника