Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 марта 2007 г. N А42-6788/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О.,
рассмотрев 27.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.11.2006 по делу N А42-6788/2006 (судья Янковая Г.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция), выразившегося в неначислении и неперечислении на расчетный счет Общества процентов на излишне взысканные 169 860 руб. 60 коп. земельного налога и 6 217 руб. 51 коп. пеней.
Решением суда от 15.11.2006 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, основания для начисления процентов на суммы излишне взысканных земельного налога и пеней отсутствуют, так как действия по доначислению и взысканию с Общества налога и пени произведены не в результате незаконных действий Инспекции, а на основании сведений, предоставленных соответствующим уполномоченным органом - Комитетом имущественных отношений города Мурманска.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год Инспекцией принято решение от 30.09.2005 N 848 (л.д. 13-15). Указанным решением Обществу доначислено 169 860 руб. 60 коп. земельного налога и 6 217 руб. 51 коп. пеней. На основании решения от 30.09.2005 N 848 Инспекция выставила требования: N 90983 об уплате земельного налога по состоянию на 07.10.2005 N 90983 (л.д. 17) и N 15510 по состоянию на 02.03.2006 (л.д. 70).
В связи с неисполнением в добровольном порядке указанных требований заместитель руководителя Инспекции вынес решения от 15.11.2005 N 16356 и от 10.04.2006 N 3766 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке (л.д. 67, 71).
В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Инспекция направила в ОАО "Мончебанк" инкассовые поручения (распоряжения) от 15.11.2005 N 37911, 37912 (л.д. 68,69) и от 11.04.2006 N 8941 (л.д. 72) на перечисление сумм налогов и пеней в размере, указанном в требованиях N 90983 и N 15510.
Не согласившись с ненормативными актами Инспекции - решением от 30.09.2005 N 848 и требованием от 07.10.2005 N 90983, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.04.2005 по делу N А42-12763/2005, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, решение Инспекции от 30.09.2005 N 848 и требование от 07.10.2005 N 90983 признаны недействительными.
В ответ на заявление Общества от 16.05.2006 о возврате излишне взысканного налога и пеней с начисленными в порядке статьи 79 НК РФ процентами, Инспекция уведомила заявителя о возврате сумм налогов и пеней в общей сумме 176 078 руб. 11 коп. и об отказе в возврате процентов (извещение от 20.06.2006), что и послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога производится по решению налогового органа. Основанием для принятия налоговым органом решения является соответствующее заявление налогоплательщика, с которого взыскан этот налог. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога должно быть принято налоговым органом в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
В случае признания налога излишнего взысканным орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов, начисленных на эти суммы, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начислением на нее процентов за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку решением суда по делу N А42-12763/2005 признано неправомерным доначисление Обществу спорного земельного налога и соответствующих пеней и излишне взысканные суммы возвращены ему без начисления процентов, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что права заявителя не восстановлены и взыскал с Инспекции проценты, предусмотренные статьей 79 НК РФ.
Спора по размеру взысканных процентов нет.
Довод Инспекции об отсутствии в ее действиях вины, так как земельный налог доначислен на основании информации, полученной от Комитета имущественных отношений города Мурманска, отклоняется судом кассационной инстанции. Законодатель не ставит начисление процентов в зависимость от наличия или отсутствия виновных действий со стороны налогового органа, поскольку их начисление не является мерой ответственности.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.11.2006 по делу N А42-6788/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз.3 п.2 ст.79 НК РФ в случае признания налога излишне взысканным орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов, начисленных на эти суммы, в порядке, предусмотренном п.4 ст.79 НК РФ.
По мнению налогового органа, в его действиях по излишнему взысканию сумм земельного налога отсутствует вина, так как земельный налог доначислен на основании информации, полученной от Комитета имущественных отношений города.
По мнению суда, позиция налогового органа не соответствует действующему налоговому законодательству.
Так, согласно п.4 ст.79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начислением на нее процентов за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Поскольку решением суда по делу признано неправомерным доначисление обществу спорного земельного налога и соответствующих пеней и излишне взысканные суммы возвращены ему без начисления процентов, суд сделал вывод о том, что права налогоплательщика не восстановлены и принял решение о взыскании с налогового органа сумму процентов, предусмотренных ст.79 НК РФ. При этом, спора по размеру взысканных процентов между налоговым органом и налогоплательщиком нет.
Суд отклонил довод налогового органа об отсутствии в его действиях вины, так как земельный налог доначислен на основании информации, полученной от Комитета имущественных отношений города. Законодатель не ставит начисление процентов в зависимость от наличия или отсутствия виновных действий со стороны налогового органа, поскольку их начисление не является мерой ответственности.
В связи с указанным, суд поддержал позицию налогоплательщика, решение суда по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2007 г. N А42-6788/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника