Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 апреля 2007 г. N А21-5488/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Пастуховой М.В., при участии индивидуального предпринимателя Максимович Ольги Сергеевны,
рассмотрев 09.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.12.2006 по делу N А21-5488/2006 (судья Гелеверя Т.А.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Максимович Ольга Сергеевна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - инспекция) от 17.08.2006 N 423.
Решением суда от 15.12.2006 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятое решение и отказать предпринимателю в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, судом нарушены пункты 1 - 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как оспариваемая сумма налога на добавленную стоимость (далее - НДС) уплачена предпринимателем при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в режиме ИМ 71, который согласно приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.08.2002 N 900 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" (далее - Приказ ГТК N 900) соответствует режиму свободной таможенной зоны.
В отзыве на жалобу Максимович О.С. просит оставить в силе принятое решение суда первой инстанции.
Инспекция извещена в установленном порядке о месте и времени слушания дела, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной предпринимателем 27.04.2006 уточненной декларации по НДС за IV квартал 2005 года. В ходе проверки налоговый орган выявил неполную уплату налогоплательщиком НДС (в размере 160 114 руб.) в результате нарушения порядка применения налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ. Данный вывод основан на том, что согласно представленным к проверке грузовым таможенным декларациям ввоз товаров осуществлен в таможенном режиме с кодом ИМ 71, который в соответствии с Приказом ГТК N 900 является режимом свободной таможенной зоны и имеет ограничения при вывозе товаров из особой экономической зоны.
С учетом представленных налогоплательщиком возражений инспекция приняла решение от 17.08.2006 N 423, которым привлекла предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 63 руб. штрафа, начислила 160 114 руб. НДС и 22 руб. пеней.
Предприниматель не согласился с решением налогового органа и оспорил его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, признав на основании пункта 2 статьи 171 НК РФ право предпринимателя на вычет оспариваемой суммы НДС, уплаченной им при ввозе товаров в режиме свободной таможенной зоны.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого решения суда.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и порядок реализации этого права установлены статьями 171 - 172 НК РФ. В силу названных норм налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 этой статьи в редакции, действовавшей в проверяемый период, вычетам подлежат и суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. При этом из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров с учетом особенностей, установленных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
В данном случае инспекция, не оспаривая факты ввоза на территорию Российской Федерации товаров и уплаты предпринимателем таможенным органам 160 114 руб. НДС, решением от 17.08.2006 N 423 начислила эту же сумму к уплате по сроку 20.01.2006, что свидетельствует о двойном налогообложении и противоречит положениям пункта 2 статьи 173 НК РФ.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 172 НК РФ в действовавшей в проверяемый период редакции предусмотрен вычет сумм НДС, фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, после их оприходования и при наличии соответствующих первичных документов, что налоговый орган не оспаривает.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) свободное обращение - это оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 149 ТК РФ выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. Из пункта 2 статьи 155 ТК РФ следует, что таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада). Свободный склад в силу статьи 75 ТК РФ является таможенным режимом, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов.
При таких обстоятельствах следует признать, что у инспекции отсутствовали законные основания для начисления Максимович О.С. к уплате 160 114 руб. НДС, фактически уплаченных ею при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.12.2006 по делу N А21-5488/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2007 г. N А21-5488/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника