Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 апреля 2007 г. N А05-19123/2005-9
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В.,
при участии от Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 Митиной Т.А. (доверенность от 04.03.06 N 66),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.11.06 по делу N А05-19123/2005-9 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельскгеолдобыча" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция): требования об уплате налога от 16.08.2005 N 124419, решения от 11.10.2005 N 19198 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках; о признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений от 11.10.2005 N 94445, N 94446, N 94447, N 94448, N 94449, N 94450 и N 94451, а также об обязании налоговой инспекции возвратить незаконно взысканные денежные средства в сумме 304 741 руб. 32 коп, на расчетный счет Общества.
В ходе судебного разбирательства заявитель на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования: отказался от оспаривания требования, решения, инкассового поручения в части суммы 5 101 рубля 34 копейки (пункт 3 требования) и в части суммы 1 рубля 32 копейки (пункт 8 требования).
Решением суда от 23.03.06 признаны недействительными требование об уплате налога от 16.08.05 N 124419 в части пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7 и 9 и решение от 11.10.05 N 19198 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в части сумм, соответствующих указанным пунктам. Суд также признал незаконными действия налогового органа по выставлению к расчетному счету Общества в банке инкассовых поручений от 11 10.05 N 94445. N 94447, N 94448, N 94449, N 94450 и N 94451.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.08.06 дело в части требования Общества об обязании налоговой инспекции возвратить 304 741 рубль 32 копейки на расчетный счет направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Определением суда от 25.09.06 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Межрегиональная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция N1).
Решением суда от 30.11.06 заявленные требования удовлетворены (с учетом уточнения требований): суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Архангельску возвратить Обществу из бюджета 299 639 рублей 98 копеек налогов и пеней, взысканных инкассовыми поручениями NN 94445, 94447, 94448, 94449, 94450 и 94451 от 11.10.05.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на то, что Общество с 30.12.05 состоит на налоговом учете в Инспекции N 1, которая и должна произвести возврат спорной суммы.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции N 1 просил оставить решение суда без изменения.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке. Порядок возврата излишне взысканного налога установлен статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом порядок возврата налога при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановки его на налоговый учет в этом налоговом органе данной нормой не регламентирован.
Решением суда от 23.03.06, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.08.06 по настоящему делу, признаны недействительными выставленные налоговой инспекцией требование об уплате налога от 16.08.2005 N 124419 в части пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7 и 9 и решение от 11.10.2005 N 19198 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в части сумм, соответствующих указанным пунктам. Суд также признал незаконными действия налоговой инспекции по выставлению к расчетному счету Общества в банке инкассовых поручений от 11.10.2005 N94445, N 94447, N 94448, N 94449, N 94450 и N94451.
В силу этого у налоговой инспекции возникла обязанность возвратить Обществу излишне взысканную сумму налогов и пени.
После постановки Общества на налоговый учет в Инспекцию N1 Общество не было снято с учета в налоговой инспекции. Обязанность по возврату Обществу излишне взысканного налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не прекратилась и не изменилась.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 и пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.
Согласно статьям 1 - 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. В силу статьи 10 названного Закона должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговая инспекция и Инспекция N 1 входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, передача документов по налогоплательщикам из одного подразделения в другое не может служить основанием для нарушения их законных прав. В данном случае налоговый орган не обеспечил исполнение требований закона о праве налогоплательщика на возврат суммы излишне взысканного налога и пени.
Кроме того, необходимо учитывать, что установленный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации порядок возврата излишне взысканного налога предусматривает возврат сумм налога за счет средств бюджета, а не конкретного налогового органа.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
В связи с тем, что с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с налоговой инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.11.06 по делу NА05-19123/2005-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2007 г. N А05-19123/2005-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника