Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 апреля 2007 г. N А56-24647/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дриада" Миняева Н.В. (доверенность от 11.04.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Леонова А.А. (доверенность от 04.09.2006 N 03-08-03/20752),
рассмотрев 27.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 02.2006 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2006 (судьи Масенкова И.В., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А56-24647/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дриада" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 8) от 20.12.2004 N 11/26044.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (после переименования - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция N 16).
Решением суда от 01 02.2006 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция N 8. ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно применило налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года, поскольку налогоплательщик в нарушение требований пунктов 1 и 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не представил в налоговый орган спецификации, являющиеся неотъемлемой частью экспортного контракта Инспекция N 8 также полагает, что Обществом не выполнено требование подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, так как невозможно установить "по какой грузовой таможенной декларации и за какую партию товара поступила оплата.Счета-фактуры составлены с нарушением порядка, установленного статьей 169 НК РФ, поскольку подписаны неуполномоченным лицом.
В судебном заседании представитель Инспекции N 8 поддержал доводы жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Представители Инспекции N 16, надлежащим образом извещенной с времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией N 8 проведена камеральная налоговая проверка правильности применения Обществом налоговой ставки О процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года. В ходе камеральной проверки установлено, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ налогоплательщик не представил одновременно с декларацией по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов спецификации, являющиеся приложением к экспортному контракту. Инспекция считает, что без спецификаций контракт "может быть расценен только как соглашение о намерении". Налоговый орган также полагает, что Обществом не выполнены требования подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, поскольку выписки банка свидетельствуют о поступлении экспортной выручки в размере 10 719 621 руб., в то время как фактурная стоимость товара по грузовой таможенной декларации составила 20 301 346 руб. и в налоговой декларации заявлены 10 316 574 руб. за реализацию товаров (работ, услуг). В представленных налогоплательщиком инвойсах отсутствуют сведения о размере, объеме и цене груза. В платежных поручениях, по которым производилась оплата за товар, указаны инвойсы, которые не представлены в налоговый орган. Инспекция N 8 сделала вывод о невозможности определить, "за какую партию товара произведена оплата" и проверить "полноту зачисления выручки от экспорта товаров". В грузовой таможенной декларации указан адрес Общества - ул. Декабристов, д.35. В то же время заявитель изменил адрес местонахождения и в настоящее время находится по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красноармейская. д.22.
Налоговый орган также считает, что Общество приняло приобретенный товар с нарушением установленного порядка, поскольку у него отсутствуют товарно-транспортные накладные с указанием номера машины, фамилии водителя, пункта погрузки и разгрузки товара, свидетельствующие о доставке товара покупателю. Счета-фактуры, выставленные обществом с ограниченной ответственностью "Камея" (далее - ООО "Камея"), в нарушение требований статьи 169 НК РФ подписаны неизвестным лицом.
По результатам камеральной проверки Инспекцией принято решение от 20.12.2004 N 11/26044 о признании неправомерным применения Обществом налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года при реализации товара на сумму 10 316 574 руб. и об отказе заявителю в возмещении из бюджета 1 756 276 руб. налога.
Общество не согласилось с выводами налогового органа и обжаловало решение Инспекции N 8 от 20.12.2004 N 11/26044 в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Общество представило все документы, в том числе товаросопроводительные документы, счета-фактуры, выписки из книги покупок и регистров бухгалтерского учета, необходимые для подтверждения права на налоговые вычеты.
Апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, сделал вывод о том, что Обществом выполнены требования статьи 165 НК РФ. Доводы налогового органа о несоответствии счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ отклонены как необоснованные.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за август 2004 года представило в Инспекцию N 8 пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в том числе грузовые таможенные декларации, поручения на погрузку с соответствующими отметками таможенных органов. Фактический экспорт товара не опровергается Инспекцией.
Отклонен судебными инстанциями и довод налогового органа об указании в грузовых таможенных декларациях в графах "Отправитель" и "Декларант" недостоверного адреса Общества, поскольку указание адреса ул. Декабристов, д. 35 само по себе не опровергает факт экспорта товара. Об изменении адреса постоянно действующего исполнительного органа Общества с ул.Декабристов, д.35 на ул.Красноармейскую, д. 22, офис 208 налоговый орган уведомлен (приложение к делу, лист 178).
Судебные инстанции обоснованно отклонили ссылки налогового органа на непредставление Обществом спецификаций к экспортному контракту которые являются неотъемлемой частью контракта. Инспекция N 8 полагает что контракт не содержит сведений о количестве, объеме, ассортименте реализуемых товаров, поэтому является "соглашением о намерениях".
Вместе с тем контракт от 19.12.2002 N 1/2002, заключенный с иностранной организацией, содержит все необходимые условия поставки и определяет наименование товара, объем поставки, базис поставки (на условиях FCA) срок поставки, стоимость товара, то есть содержит все существенные условия.
В соответствии со статьей 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильности исчисления и своевременность уплаты налогов.
Обществом представлен в Инспекцию N 8 вместе с налоговой декларацией внешнеторговый контракт, как того требует подпункт 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Ошибочными признаны судами и ссылки Инспекции на невозможность определения из содержания выписок банка, "за какие именно товары поступили денежные средства".
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по грузовым таможенным декларациям заявителем экспортировано товара на общую сумму 296 882.72 евро В период с 03.06.2004 по 30.07.2004 от иностранного покупателя в оплату экспортированного товара получено 305 000 евро.
Судебные инстанции также приняли во внимание и оценили ссылки Инспекции N 8 о расхождениях в фактурной стоимости, указанной в грузовых таможенных декларациях, и в выписках банка о поступлении суммы экспортной выручки. Заявителем направлено в Инспекцию письмо о недогрузе 179,467 куб.м пиломатериалов, а также копии поручения от 22.06.2004 N 691 и коносамента от 22.06.2004 N 692. Общество в июне 2004 года заявило налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товара на сумму 2 807 420.05 евро (3 025,65 куб.м.), остальная сумма валютной выручки, полученной налогоплательщиком, учтена в августе 2004 года. Поэтому судебные инстанции правильно признали ошибочными предположения Инспекции о том, что налогоплательщиком по одной грузовой таможенной декларации дважды (в июне и августе 2004 года) в полном объеме заявлены суммы реализации, к которым применена налоговая ставка 0 процентов (том дела 1, лист дела 12).
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии со статьей 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном 21 главой Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (приложение к делу, лист 180) В.Г. Безлюдов является генеральным директором ООО "Камея", им и подписаны спорные счета-фактуры.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснено, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
В данном случае судебные инстанции не выявили получение Обществом необоснованной налоговой выгоды при заявлении им налоговых вычетов и предъявлении к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям в декларации за август 2004 года.
Таким образом, следует признать правомерным вывод судов обеих инстанций о выполнении Обществом всех предусмотренных главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации условий применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям и налоговых вычетов за август 2004 года, в связи с чем решение Инспекции N 8 от 20.12.2004 N 11/26044 правильно признано недействительным.
Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не находит правовых оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2006 по делу N А56-24647/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по ставке НДС 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.
По мнению ИФНС, общество неправомерно применило ставку НДС 0%, т.к. им не представлена спецификация к экспортному контракту, а сам контракт не содержит сведений о количестве, объеме, ассортименте реализуемых товаров, поэтому является лишь "соглашением о намерениях".
Проанализировав материалы дела, суд указал, что общество подтвердило правомерность применения ставки НДС 0%.
Общество представило все документы, в том числе товаросопроводительные документы, счета-фактуры, выписки из книги покупок и регистров бухгалтерского учета, необходимые для подтверждения права на налоговые вычеты. Т.е. им в полном объеме выполнены требования ст.165 НК РФ.
Суд отклонил довод налогового органа о непредставлении обществом спецификаций к экспортному контракту, которые являются неотъемлемой частью контракта.
При этом указал, что представленный контракт, заключенный с иностранной организацией, содержит все необходимые условия поставки и определяет наименование товара, объем поставки, базис поставки (на условиях FCA), срок поставки, стоимость товара, т.е. содержит все существенные условия.
Общество, представив налоговому органу внешнеторговый контракт, выполнило требования подп.1 п.1 ст.165 НК РФ.
Поэтому суд поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2007 г. N А56-24647/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника