Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 апреля 2007 г. N А21-4435/2006
Резолютивная часть постановления оглашена 29.03.2007.
Полный текст постановления изготовлен 05.04.2007.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А, судей Асмыковича А.В., Дмитриева В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат" Березиной Л.Р. (доверенность от 18.04.2006 N 7) и Ввезенского В.Е. (доверенность от 01.03.2004),
рассмотрев 29.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.10.2006 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2007 (судьи Шестакова М.А., Горбачева О.В., Савицкая И.Г.) по делу N А21-4435/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - общество, комбинат) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - инспекция) от 31.07.2006 N 12/723 и требования от 01.08.2006 N 15071 об уплате налогов в части доначисления 6 123 руб. 96 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2005 год по счетам-фактурам, выставленным обществом с ограниченной ответственностью "Иван-Строй-Плюс" (далее - ООО "Иван-Строй-Плюс"), 968 220 руб. НДС за ноябрь 2005 года и 1 872 463 руб. 65 коп. НДС за декабрь 2005 года, уплаченных при приобретении оборудования у закрытого акционерного общества "Петрозаводскмаш" (далее - ЗАО "Петрозаводскмаш").
Решением суда от 10.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.01.2007, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, общество не имеет права на предъявление к вычету 6 123 руб. 96 коп. НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Иван-Строй-Плюс", находящимся на упрощенной системе налогообложения и не являющимся плательщиком НДС, а также 2 840 683 руб. 65 коп. НДС по счетам-фактурам, выставленным ЗАО "Петрозаводскмаш".
В судебном заседании представители общества возражали против доводов, изложенных в жалобе, и просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия ее представителей, удовлетворенное судом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 2003 по 2005 год. Результаты проверки отражены в акте от 07.07.2006 N 12/31, на основании которого с учетом возражений комбината вынесено решение от 31.07.2006 N 12/723 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе налоговой проверки инспекция, в частности, установила неправомерное предъявление обществом в 2005 году к вычету 6 123 руб. 96 коп. НДС по счетам-фактурам, выставленным заявителю ООО "Иван-Строй-Плюс" за приобретенные строительные материалы. По мнению инспекции, поскольку названная организация находится на упрощенной системе налогообложения, то. несмотря на то, что в спорных счетах-фактурах НДС выделен отдельной строкой, общество не имело права предъявлять налог к вычету.
Признавая позицию налогового органа ошибочной, суды сослались на положения пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Рассмотрев материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по данному эпизоду.
В соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную согласно статье 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В то же время подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено правило, согласно которому в случае выставления лицом, не являющимся плательщиком НДС, покупателю счета-фактуры с выделением суммы этого налога это лицо обязано перечислить в бюджет полученную от покупателей сумму НДС, указанную в соответствующем счете-фактуре.
Срок уплаты в бюджет полученных сумм налога такими лицами указан в пункте 4 статьи 174 НК РФ - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, в силу прямого указания закона на таком лице лежит обязанность перечисления в бюджет необоснованно полученного им от покупателя товара (работ, услуг) НДС.
Налоговым органом не проводилась встречная проверка ООО "Иван-Строй-Плюс" по вопросу уплаты им НДС бюджет по спорной сделке. Поэтому вывод судов о том, что утверждение инспекции о фактическом неперечислении НДС в бюджет данным налогоплательщиком является необоснованным как не подтвержденное никакими доказательствами, соответствует материалам дела. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в кассационной жалобе и в материалах дела не имеется.
Кассационная инстанция отклоняет и довод инспекции о том, что налогоплательщики обязаны провести контрольные мероприятия в отношении своих контрагентов. Наличие у налогоплательщика такой обязанности противоречит части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), согласно которой обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли, этот ненормативный акт.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления обществу 6 123 руб. 96 коп. НДС и соответствующих пеней следует признать правильным.
По результатам выездной проверки инспекция выявила, что в нарушение требований статей 171, 172 и 173 НК РФ заявитель неправомерно предъявил к вычету 968 220 руб. НДС за ноябрь 2005 года и 1 872 463 руб. 65 коп. НДС за декабрь 2005 года, уплаченных при приобретении оборудования у ЗАО "Петрозаводскмаш".
Согласно условиям договора от 27.09.2005 N 141, заключенного комбинатом с ЗАО "Петрозаводскмаш", общество для осуществления инвестиционного проекта приобрело оборудование (бассейн вымывной), предназначавшееся для установки в целлюлозном производстве заявителя в соответствии с планом реконструкции целлюлозного цеха.
По мнению инспекции, данное оборудование, требующее монтажа и установки, относится к объектам основных средств, затраты по которым в силу пункта 5 статьи 172 НК РФ принимаются к вычету по мере постановки их на учет и введения в эксплуатацию. Поскольку на дату окончания проверяемого периода инвестиционный проект не завершен и бассейн не введен в эксплуатацию, то, по мнению налогового органа, общество преждевременно предъявило к вычету НДС, уплаченный ЗАО "Петрозаводскмаш" при приобретении данного оборудования.
Признавая недействительным указанный эпизод решения инспекции, суд первой инстанции сослался на положения статей 171 и 172 НК РФ в части возможности предъявления налогоплательщиком к вычету НДС, уплаченного таможенным органам при импорте оборудования.
Апелляционный суд признал вывод суда первой инстанции о совершении обществом импортных операций не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, так как в действительности оборудование закуплено обществом у российского поставщика. Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, апелляционный суд указал, что этот вывод не привел к вынесению судом неправильного решения, так как оборудование, находящееся в процессе монтажа в силу пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26Н (далее - ПБУ 6/01), не относится к основным средствам. С учетом положений данного нормативного акта суд пришел к выводу, что к этим объектам (приобретенное оборудование) неприменим пункт 5 статьи 172 НК РФ, а вычеты по ним должны предоставляться на общих основаниях.
Кассационная инстанция не находит оснований для изменения постановления апелляционного суда в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
При этом согласно пункту 5 статьи 172 НК РФ вычет этих сумм налога производится по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце 2 пункта 2 статьи 259 Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
В свою очередь, из содержания положений абзаца 2 пункта 2 статьи 259 НК РФ следует, что в этом случае налоговый вычет предоставляется не ранее месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию завершенного капитальным строительством объекта основных средств.
Налоговый орган не оспаривает факты уплаты обществом НДС контрагенту в составе суммы платежа за полученное оборудование, а также принятия оборудования на учет на счет 07 "Оборудование к установке".
В соответствии с пунктами 1, 3 ПБУ 6/01 и пунктом 4 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств оборудование, требующее монтажа, не относится к основным средствам и правомерно отражено заявителем на счете 07 "Оборудование и установка".
С учетом изложенных норм права апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что общество правомерно заявило вычет по НДС после уплаты НДС в суммах 968 220 руб. в ноябре 2005 года и 1 872 463 руб. 65 коп. в декабре 2005 года при приобретении оборудования у ЗАО "Петрозаводскмаш".
Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку инспекции на положения пункта 6 статьи 171 и пункта 5 статьи 172 НК РФ, которые не подлежат применению к спорным правоотношениям.
В пункте 5 статьи 172 НК РФ установлен особый порядок (в отличие от пункта 1 этой статьи) предъявления к вычету сумм НДС, указанных в пункте 6 статьи 171 НК РФ, а именно сумм налога, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, сборки (монтажа) основных средств; сумм налога, предъявленных по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, и сумм налога, предъявленных при приобретении объектов незавершенного строительства.
Однако в ходе судебного разбирательства и кассационного обжалования принятых по делу судебных актов инспекция не представила в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ доказательств того, что общество уплатило оспариваемую сумму НДС подрядным организациям либо при приобретении оборудования для выполнения строительно-монтажных работ или объектов незавершенного строительства.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции, а обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными.
С учетом того, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или публично-правовое образование выступали в качестве ответчика, на инспекцию следует отнести судебные расходы за рассмотрение кассационной жалобы, взыскав с нее в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2007 по делу N А21-4435/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.5 ст.172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров и документов, подтверждающих уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров, при наличии соответствующих первичных документов.
По мнению налогового органа, оборудование, требующее монтажа и установки, относится к объектам основных средств, затраты по которым в силу п.5 ст.172 НК РФ принимаются к вычету по мере постановки их на учет и введения в эксплуатацию. Пока оборудование не введено в эксплуатацию, у налогоплательщика отсутствует право на возмещение НДС, уплаченного при приобретении оборудования.
Суд признал позицию налогового органа неправомерной.
Факты уплаты обществом НДС контрагенту в составе суммы платежа за полученное оборудование, и принятия оборудования на учет на счет 07 "Оборудование к установке" являются установленными.
Оборудование, находящееся в процессе монтажа, в силу п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 не относится к основным средствам.
Поэтому к приобретенному оборудованию не применим п.5 ст.172 НК РФ, а вычеты по ним должны предоставляться на общих основаниях.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2007 г. N А21-4435/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника