Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 апреля 2007 г. N А05-10789/2006-26
Резолютивная часть постановления оглашена 29.03.2007.
Полный текст постановления изготовлен 05.04.2007.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Дмитриева В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЯГРЫ" Романовой Н.А. (доверенность от 29.12.2006), Модановой B.C. (доверенность от 29.12.2006),
рассмотрев 29.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯГРЫ" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006 по делу N А56-10789/2006-26 (судьи Чельцова Н.С., Виноградова Т.В., Щапова В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЯГРЫ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 12.09.2006 N 13-23-1859-1860 и требований от 14.09.2006 N 148782 и 148784 в части доначисления заявителю 174 831 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) за I полугодие 2006 года; 3 377 руб. 69 коп. пеней по этому налогу, 281 383 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за I полугодие 2006 года, а также 6 148 руб. 22 коп. пеней по взносам.
Решением суда от 03.11.2006 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 27.12.2006 решение от 03.11.2006 отменено. В удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда от 27.12.2006, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и вынести новое решение об удовлетворении заявления общества. По мнению подателя жалобы, общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем, поэтому вправе применять налоговую ставку 20 % по ЕСН, установленную пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не служит препятствием для судебного разбирательства без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
Общество 20.07.2006 представило в инспекцию декларацию по ЕСН за I полугодие 2006 года и расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за I полугодие 2006 года, в которых в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 241 НК РФ применило налоговую ставку и тариф страхового взноса 20 %, предусмотренные для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей.
По итогам камеральной проверки налоговым органом составлено сообщение от 11.08.2006 N 13023/358 и с учетом разногласий налогоплательщика вынесено решение от 12.09.2006 N 13-23-1859-1860 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислено 174 831 руб. ЕСН, 281383 руб. платежей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии за I полугодие 2005 года, а также начислены соответствующие суммы пеней за несвоевременную уплату доначисленных ЕСН и взносов.
Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, пришел к выводу о том, что общество осуществляет не только вылов рыбы, но и ее первичную и последующую обработку, а следовательно, оно вправе применять пониженные ставки по ЕСН и страховым взносам как организация, относящаяся к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что при осуществлении деятельности в виде вылова рыбы и ее дальнейшей переработки к сельскохозяйственным производителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).
Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт соответствующим нормам законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ общество является плательщиком ЕСН, а также как лицо, производящее выплаты физическим лицам, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) относится к страхователям по обязательному пенсионному страхованию.
Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, а отчетными -первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего года (статья 240 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 241 НК РФ для плательщиков ЕСН - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется пониженная налоговая ставка. Пониженные ставки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрены и подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ.
Однако ни глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации, ни Закон N 167-ФЗ не дают определения сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции.
Следовательно, при осуществлении деятельности по вылову рыбы к сельскохозяйственным производителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930).
Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольнокрупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и группировке 92 0001 "Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных".
Согласно статье 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 %.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2004 N 449 "Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы" к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, относятся сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства и животноводства) и (или) выращенная рыба (продукция рыбоводства), прошедшие технологические операции переработки для сохранения их качества и обеспечения длительного хранения, используемые в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемые без последующей промышленной переработки потребителям, по перечню согласно приложению.
Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции предприятием, исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).
Из изложенного следует, что общество, не являющееся рыболовецкой артелью (колхозом), при осуществлении вылова рыбы не является сельскохозяйственным производителем, имеющим право на применение в 2006 году пониженной ставки по ЕСН и пониженных тарифов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, обжалуемое постановление апелляционного суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права и отмене или изменению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006 по делу N А05-10789/2006-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯГРЫ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2007 г. N А05-10789/2006-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника