Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 апреля 2007 г. N А21-9961/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Афанасьева С.В. и Марьянковой Н.В.,
при участии от ОАО "Российские железные дороги" Чижиковой А.В. (доверенность от 15.09.2006), от ЗАО "Цепрусс" Парисеева Д.В. (доверенность от 10.01.2007 N 1/9),
рассмотрев 10.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Цепрусс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2006 (судья Педченко О.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2006 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А21-9961/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Калининградская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", Дорога) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Цепрусс" (далее - ЗАО "Цепрусс", Общество) о взыскании 5 471 952 руб. 80 коп. платы за пользование вагонами в период их нахождения на путях общего пользования станции Западный-Новый Калининградской железной дороги с 17 по 27 августа 2005 года в соответствии со статьями 39, 43 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В качестве третьего лица истцом к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Промжелдортранс" (далее - ОАО "Промжелдортранс").
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2006 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены. С ЗАО "Цепрусс" в пользу Дороги взыскано 5 471 952 руб. 80 коп.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Цепрусс" просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы ссылается на следующее: суд пришел к ошибочному выводу о том, что задержка вагонов в ожидании подачи под выгрузку произошла по причинам, зависящим от грузополучателя; ссылка суда на то, что представленные ответчиком в опровержение указанного выше обстоятельства документы не касаются спорного периода, не основана на материалах дела; акт-предписание от 02.08.2005 N 143, послуживший основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в период с 17 по 27 августа 2005 года, не находится во взаимосвязи с задержкой подачи вагонов, прибывших на станцию Западный-Новый в июле 2005 года.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Дороги обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Третье лицо о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Дорогой на основании договора с ОАО "Промжелдортранс" от 28.02.2005 N 7 посредством подачи к принадлежащим последнему и примыкающим к станции Западный-Новый Калининградской железной дороги железнодорожным путям необщего пользования и уборки от этих путей производилась подвижка вагонов, прибывающих в адрес ЗАО "Цепрусс", которое применительно к условиям названного договора являлось контрагентом ОАО "Промжелдортранс".
В период с 02.08.2005 по 27.08.2005 осуществление подачи вагонов в соответствии с условиями договора от 28.02.2005 N 7 в адрес ЗАО "Цепрусс" стало невозможным из-за закрытия контролирующим административным органом по акту-предписанию от 02.08.2005 N 143 собственных железнодорожных путей Общества.
Вследствие этого на путях общего пользования станции Западный-Новый образовалось скопление 181 вагона в ожидании выгрузки. Данное обстоятельство было удостоверено актами общей формы N 417, 416, 415, 414, 412, 413, 406, 418, 421, 422, 423, 433, 432, 426, 427, 428, 429.
По данному факту в соответствии с условиями заключенного с ОАО "Промжелдортранс" и ЗАО "Цепрусс" соглашения о порядке оформления и взимания дополнительных сборов и штрафов от 23.05.2005, а также пункта 17 договора от 28.02.2005 N 7 в редакции протокола разногласий от 27.06.2005, возлагающими обязанность оплаты связанных с подачей и уборкой вагонов и иных предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации платежей непосредственно на ЗАО "Цепрусс", Дорога на основании положений статей 39 и 43 УЖТ РФ начислила Обществу плату за пользование вагонами, которая согласно представленному в материалы дела расчету составила 5 471 952 руб. 80 коп.
О необходимости уплаты данной суммы ОАО "РЖД" уведомило ЗАО "Цепрусс" письмами от 04.08.2005, 18.08.2005, 26.08.2005 и 30.08.2005.
В связи с тем, что оплата начисленных платежей от указанного лица на счет Дороги не поступила, последняя обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
За несвоевременный прием вагонов, несвоевременную выгрузку грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременный вывоз грузов с железнодорожных станций грузополучателями и возникновение по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях положения статьи 43 УЖТ РФ предусматривают право перевозчика в отношении грузополучателей и обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, по вине которых возникли указанные затруднения, увеличить размеры платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных станциях до двукратного размера этой платы.
Из анализа приведенных норм следует, что для начисления указанных в них лицам соответствующей платы подлежит установлению факт задержки вагонов в ожидании выгрузки, повлекший за собой технологические затруднения на железнодорожных станциях, и наличие вины названных лиц в такой задержке.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела факт простоя вагонов на путях станции Западный-Новый в ожидании выгрузки подтверждается представленными истцом актами общей формы, которые наряду с данными журнала движения поездов по указанной станции за период с 21 июля по 29 августа 2005 года также свидетельствуют о возникновении технических затруднений в работе станции в виде невозможности осуществления маневровой работы, приема и отправления грузов другим грузоотправителям и грузополучателям.
Что касается присутствия в действиях Общества вины в произошедшей задержке, то она следует из выявленных в ходе проверки Северо-Западным управлением государственного железнодорожного надзора и зафиксированных в акте-предписании от 02.08.2005 N 143 нарушений ЗАО "Цепрусс" в обслуживании собственных путей, которые привели к закрытию этих путей.
В данном случае не может быть принято судом во внимание утверждение подателя жалобы о том, что образовавшееся скопление вагонов на станции Западный-Новый было вызвано действиями самой Дороги, прекратившей выдачу прибывших еще в июле 2005 года в адрес "ЗАО "Цепрусс" вагонов без каких бы то ни было оснований.
Согласно представленным в материалы дела письмам от 15.07.2005 N 447 и от 24.08.2005 N 524 общества с ограниченной ответственностью "Лесобалт" невозможность продвижения вагонов по принадлежащим ему и ОАО "Промжелдортранс" подъездным путям необщего пользования к местам погрузки/ выгрузки ЗАО "Цепрусс" в период с 18.07.2005 по 05.08.2005 явилась следствием форс-мажорных обстоятельств, выразившихся в ливневом затоплении указанных путей и связанным с этим дальнейшим устранением их аварийного состояния. При получении подтверждения от ОАО "РЖД" данного факта ответчик в письме от 19.07.2005 N 1/1044 не высказал каких-либо обстоятельных возражений.
При таком положении следует признать, что прекращение подачи Дорогой прибывших в июле 2005 года вагонов произошло в связи с технической невозможностью такой подачи в результате воздействия внешних, не зависящих от кого бы то ни было факторов, при отпадании которых 05.08.2005 накопление-вагонов на путях станции Западный-Новый стало возможным именно по причине закрытия с 02.08.2005 собственных путей ЗАО "Цепрусс".
В силу изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерности начисления ОАО "РЖД" заявленной ко взысканию суммы платы за пользование вагонами, обоснованность размера которой объективно подтверждается представленным в материалы дела расчетом.
С учетом указанных обстоятельств следует признать, что основания для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2006 по делу N А21-9961/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Цепрусс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2007 г. N А21-9961/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника