Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 апреля 2007 г. N А05-10601/2006-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Ломакина С.А., Пастуховой M.B.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Гурьяновой Н.А. (доверенность от 12.09.06 N 144), от некоммерческой организации "Архангельская региональная ассоциация внешнеэкономической деятельности" Меньшуткина Г.Н. (доверенность от 21.09.06),
рассмотрев 18.04.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.12.06 по делу N А05-10601/2006-22 (судья Хромцов В.Н.).
установил:
Некоммерческая организация "Архангельская региональная ассоциация внешнеэкономической деятельности" (далее - организация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения от 28.07.06 N 22-19/1993 Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в части привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 12 216 руб. штрафа, доначисления сумм налога на прибыль и пеней по эпизоду занижения внереализационных доходов: за 2003 год на 790 785 руб. 77 коп., а за 2004 год на 74 649 руб. 10 коп.; доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по эпизоду отказа в вычете 45 000 руб. НДС за I квартал 2004 года; доначисления сумм НДС в связи с отказом в вычете 2 510 руб. 29 коп. НДС с арендной платы за III квартал 2004 года (предмет требований уточнен заявителем 30.11.06).
Решением от 08.12.06 суд признал недействительным решение инспекции от 28.07.06 N 22-19/1993 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 НК РФ, в виде взыскания 12 216 руб. штрафа; доначисления сумм налога на прибыль и пеней по эпизоду занижения внереализационных доходов: за 2003 год на 790 785 руб. 77 коп., а за 2004 год на 74 199 руб. 10 коп., доначисления НДС по эпизоду отказа в вычете 6 542 руб. 39 коп. НДС за I квартал 2004 года; доначисления сумм НДС в связи с отказом в вычете 2 510 руб. 29 коп. НДС с арендной платы за III квартал 2004 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 08.12.06 и отказать в удовлетворении заявления в части доначисления сумм налога на прибыль и пеней по эпизоду занижения внереализационные доходов: за 2003 год на 790 785 руб. 77 коп., за 2004 год на 53 789 руб. 10 коп. По мнению подателя жалобы суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права - пункт 14 статьи 250 НК РФ, подпункт 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ, пункт 1 статьи 252 НК РФ и статью 2 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ). Кроме того, инспекция считает, что в нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) резолютивная часть решения Арбитражного суда Архангельской области от 08.12.06 не соответствует его мотивировочной части.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель организации просил оставить решение суда без изменения, указав на несостоятельность доводов кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.03 по 31.12.05, о чем составлен акт от 04.07.06 N 25-19/306ДСП. В ходе проверки налоговый орган выявил ряд нарушений законодательства о налогах и сборах, в том числе неправильное исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль и НДС. По результатам проверки инспекцией принято решение от 28.07.06 N 22-19/1993 о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафов. предусмотренных статьями 120 (пункт 3) и 122 (пункт 1) НК РФ, доначислении налога на прибыль и НДС, а также о начислении пеней за несвоевременную уплату по оспариваемым эпизодам.
Организация, посчитав решение инспекции частично незаконным, оспорила его в судебном порядке.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявление, и кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения суда с учетом следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (пункт 2 статьи 2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления.
В силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации.
В Законе N 135-ФЗ дано определение понятия "благотворительная деятельность", а также перечислены виды и формы благотворительных пожертвований.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительные пожертвования осуществляются в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, в целях содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами; содействия деятельности в сфере образования, науки культуры, искусства, просвещения (статьи 5 и 2 Закона N 135-ФЗ).
В статье 4 Закона N 135-ФЗ указано, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
Материалами дела подтверждается, что по своей организационно-правовой форме организация является некоммерческой. Основными задачами деятельности организации являются участие в мероприятиях по презентации Архангельской области в России и за рубежом и в российских иностранных торговых представительствах; взаимодействие с российскими и зарубежными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность; поддержка реализации программ и проектов, направленных на улучшение экономической ситуации в стране и регионе (пункт 2.2 Устава организации). Для достижения поставленных целей и задач организация устанавливает и развивает контакты с родственными международными национальными организациями в других странах, осуществляет обмен делегациями и специалистами, опытом работы и информацией, проводит и участвует в проведении выставок, конференций, симпозиумов, семинаров с целью продвижения на мировой рынок региональных товаров и технологий, оказывает издательские и рекламные услуги, а также осуществляет иную деятельность, соответствующую целям ее создания В соответствии с пунктом 7.7 Устава, утвержденного общим собранием учредителей от 21.05.02, источниками ее средств являются регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов организации; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям облигациям другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие, не запрещенные законом поступления.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой главой.
К доходам в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 248 НК РФ) относятся и внереализационные доходы определяемые в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.
В силу статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств (пункт 14).
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
При направлении целевых средств не по назначению они подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись (подпункт 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ).
Согласно пункту 34 статьи 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся суммы целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ.
Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (пункт 1 статьи 272 НК РФ).
В рамках благотворительной деятельности налогоплательщик получал денежные средства от различных организаций. Открытое акционерное общество "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат", согласно письму Комитета по международным связям и развитию туризма администрации Архангельской области N 02/489 от 29.12.03 оказало организации финансовую помощь на выпуск книжных изданий. Открытые акционерные общества "Лесозавод N 3", "СЛДК", "Грумант-флот", "Севдорстройсервис" и закрытое акционерное общество "Татнефть-Архангельск" в 2003 году перечислили организации денежные средства на проведение туристической акции "Новогодние праздники Поморья".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что полученные средства израсходованы организацией по целевому назначению: на изготовление и безвозмездную передачу различным организациям книги "Жизнь на виду", создание документального фильма "Архангельск - четыре времени года"; организацию и проведение новогодних праздников с участием Санта Клауса из города Рованиеми (Финляндия).
Кассационной инстанцией отклоняется довод налогового органа о расхождениях в выводах суда, изложенных в резолютивной и мотивировочных частях решения, относительно сумм денежных средств, затраченных на издание и безвозмездную передачу книги "Жизнь на виду", поскольку указанные расхождения не повлекли каких-либо правовых последствий при принятии судом решения в оспариваемой части.
Отклоняется и довод инспекции о нецелевом назначении денежных средств на создание документального фильма. Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что создание документального фильма соответствует уставным целям организации, направленным на формирование привлекательного инвестиционного имиджа Архангельской области и создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику региона.
Кассационная коллегия считает необоснованным довод инспекции о том, что денежные средства, затраченные организацией на проведение туристической акции "Новогодние праздники Поморья" неправомерно признаны судом денежными средствами, полученными организацией в рамках благотворительной деятельности, поскольку они являются "внереализационными доходами". При этом налоговый орган ссылается на статью 2 Закона N 135-ФЗ. согласно которой понятие "туристическая акция" не соответствует критериям, установленным указанным законом.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал обстоятельства дела по указанному эпизоду и сделал правомерный вывод о получении организацией указанных денежных средств в рамках благотворительной деятельности и использовании их по целевому назначению, исходя из волеизъявления сторон вытекающего из содержания контракта с акционерным обществом "Санта Клаус Энтерпрайзиз" (Финляндия) от 30.11.03, письма Комитета по международным связям и развитию туризма администрации Архангельской области от 02.12.03 N 03/526 и назначений платежей в платежных поручениях.
Налоговый орган не представил доказательств того, что организация не осуществляла благотворительной деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал недействительным решение налогового органа в части начисления сумм налога на прибыль и пеней по эпизоду занижения на 790 785 руб. 77 коп. внереализационных доходов за 2003 год.
Налоговый орган оспаривает решение суда первой инстанции и в части признания недействительным его решения о начислении налога на прибыль и пеней по эпизоду занижения на 53 789 руб. 10 коп. расходов за 2004 год. В частности, по мнению инспекции, затраты на обслуживание делегации Швеции в ресторане "Соловецкое подворье" 22.09.04 нельзя считать расходами для целей налогообложения, поскольку они не связаны с получением доходов (пункт 1 статьи 252 НК РФ). Инспекция ссылается на то, что организацией документально не подтверждены указанные расходы, поскольку не представлены чеки контрольно-кассовых машин, товарные чеки и накладные, счета организации общественного питания и договоры на оказание транспортных услуг.
Кассационная коллегия отклоняет данный довод налогового органа как неправомерный, поскольку материалами дела подтверждается, что затраты организации, связанные с проведением официальной встречи представителей делегации шведских провинций Вестерботтен и Норрботтен. подтверждаются счетом-фактурой от 23.09.04 N 00000039, выставленным обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-В", а также платежными поручениями от 22.09.04 N 112 и от 27.09.04 N 113 самой организации в которых указано назначение платежа "За обслуживание делегации". В силу подпункта 22 пункта 1 и пункта 2 статьи 264 НК РФ указанные затраты суд первой инстанции правомерно признал представительскими расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли.
Кассационной инстанцией отклоняется, как необоснованный и довод инспекции о том, что расходы, понесенные обществом в октябре 2004 года нельзя относить к расходам на оказание транспортных услуг при приеме делегации из Швеции в сентябре. Как видно из материалов дела транспортные услуги в октябре 2004 года были необходимы организации для обслуживания делегаций, прием и сопровождение которых она осуществляла в рамках реализации уставных задач. Документы, связанные с приемом делегации, представлены организацией на обозрение суда кассационной инстанции.
Суд первой инстанции на основе полного и всестороннего рассмотрения фактических обстоятельств дела дал надлежащую оценку доводам организации и правомерно удовлетворил ее требования; при этом нормы материального и процессуального права им не нарушены. Инспекция в кассационной жалобе не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы инспекции по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанций, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В связи с тем, что с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с инспекции подлежат взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.12.06 по делу N А05-10601/2006-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2007 г. N А05-10601/2006-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника