Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 28 марта 2007 г. N 44г-199/07
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председателя Епифановой В.Н.
и членов президиума Яковлевой Т.И., Богословской И.И., Черкасовой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании от 28.03.2007 года гражданское дело по иску прокурора Лужского района Ленинградской области в защиту интересов несовершеннолетних И., И-ва, А., А-вой, Х., К. к Министерству финансов РФ, Комитету финансов Правительства Ленинградской области о взыскании недополученной суммы опекунских пособий,
На основании жалобы в порядке Министерства финансов РФ И определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Ч. от 07.03.2007 года о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Заслушав доклад судьи Ч., объяснения представителя Минфина РФ Л. (дов. 78 ВЖ 324141 от 09.01.2007 года),
Президиум установил:
Прокурор Лужского района Ленинградской области обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних И., И-ва, А., А-вой, Х., К. к Министерству финансов РФ и Комитету финансов Правительства Ленинградской области о взыскании сумм невыплаченных опекунских пособий на содержание опекаемых, образовавшейся за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года, ссылаясь на то, что соответствии с постановлением главы администрации МО "Лужский район" несовершеннолетним назначены опекуны, однако, выплата пособий за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года производилась не в полном размере. Недоплата опекунского пособия: составила 67 200 рублей в пользу каждого опекуна, которую прокурор просил взыскать с ответчиков солидарно.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14.02.2006 года с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ в пользу И. взыскана сумма невыплаченного пособия на содержание опекаемых за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года в размере 67 200 рублей; в пользу М. на содержание опекаемых Х. и К. в сумме 67 200 рублей; в пользу А-ой на содержание Авых С. и А. - в сумме 67 200 рублей.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В надзорной жалобе представитель ответчика Министерства Финансов РФ Управление Федерального казначейства по Ленинградской области просит отменить решение суда.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20.02.2007 года дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд и определением судьи от 07.03.2007 года передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции выслушав лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Суд, удовлетворяя исковые требования прокурора и взыскивая недополученные суммы на содержание опекаемого, пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является Министерство Финансов РФ, поскольку выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием; субъект РФ - Ленинградская область свои обязанности по выплате опекунских пособий в размере возможного финансирования выполнил.
Президиум, проверив материалы дела, считает, что судом при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права
Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления и, следовательно, все функции по осуществлению опеки и попечительства отнесены к компетенции органов местного самоуправления и являются вопросами местного значения.
В соответствии п. 5 ст. 150 СК РФ на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в ст. 5 Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установлены нормы материального обеспечения воспитанников детских домов согласно Приложений NN 1-4, которые распространяются и на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку в семьи граждан.
Во исполнение указанного Постановления приказом Министерства образования РФ N 199 от 19.08.1999 года утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно п.п. 1 органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, меткого инвентаря исхода из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Статьей 1 областного закона "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области" (в ред. от 11.07.2001 года) установлено, что органами опеки и попечительства в Ленинградской области являются органы местного самоуправления, Согласно ч. 7 ст. 4 данного закона выплата денежных средств на содержание подопечных относится к основным функциям органов опеки и попечительства
Начиная с 1999 года, в областном бюджете Ленинградской области предусматривались средства на осуществление опеки и попечительства. Выплата указанных средств производилась согласно "Порядку финансирования ежемесячных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ленинградской области", ежегодно утверждаемого вице-губернатором-председателем комитета финансов Ленинградской области. На 2004 год данный порядок утвержден не был.
В ст. 8 указанного областного закона установлено, что исполнительный орган государственной власти Ленинградской области устанавливает нормативы финансирования подведомственных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и размеры денежных средств, необходимых на содержание опекаемых с учетом региональных особенностей и требований Правительства РФ; финансирует подведомственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержание опекаемых и детей, находящихся в приемных семьях.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Устава Ленинградской области высшим исполнительным органов власти Ленинградской области является Правительство Ленинградской области, соответственно установление размера ежемесячного пособия опекунам на одно физическое лицо находится в его компетенции, размер указанных средств должен быть утвержден в форме распоряжения.
Таким образом, вывод суда о возложении ответственности по выплате задолженности на Министерство финансов РФ за счет средств казны РФ, сделан судом без учета изложенных выше норм материального права.
Кроме того, как следует из материалов дела, рассмотрено оно в отсутствие представителя Министерства Финансов РФ, неявка которого была обусловлена уважительными причинами ввиду отсутствия доверенности от Министерства финансов РФ на представление его интересов в суде Управлением Федерального казначейства по Ленинградской области. Несмотря на направленное ходатайство в адрес суда об отложении дела, оно удовлетворено не было.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ,
Президиум постановил:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2006 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председатель: |
В.Н. Епифанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2007 г. N 44г-199/07
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления предоставлен Санкт-Петербургским городским судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении без указания фамилий и адресов лиц, участвующих в деле