Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 апреля 2007 г. N А13-9895/2006-24
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 17.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде на определение Арбитражного суда Вологодской области от 20.11.2006 по делу N А13-9895/2006-24 (судья Лемешов В.В.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с коммандитного товарищества "Север Синтез и К" (далее - Товарищество) 98 012 руб. 05 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год и пеней.
Определением от 20.11.2006 заявление Фонда суд оставил без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку установил, что заявлено требование, которое должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит определение арбитражного суда отменить и вынести новый судебный акт, об удовлетворении требования Фонда. По мнению подателя жалобы, требование Фонда подлежит рассмотрению вне рамок дела о банкротстве.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд направил в адрес Товарищества требование N 8-142 по состоянию на 04.07.2006, в котором предложил в срок до 21.07.2006 уплатить 75 727 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год (на страховую часть трудовой пенсии), 2 453 руб. 54 коп. пеней за их несвоевременную уплату, 19 210 руб. задолженности по страховым взносам за 2005 год (на накопительную часть трудовой пенсии) и 622 руб. 41 коп. пеней за их несвоевременную уплату.
Поскольку данное требование оставлено Товариществом без исполнения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд оставил заявление Фонда без рассмотрения, поскольку посчитал, что данное требование должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
В соответствии со статьей 23 Закона N 167-ФЗ для уплаты взносов по обязательному пенсионному страхованию под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Согласно статье 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 названного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
В рассматриваемом случае в требование N 8-142 по состоянию на 04.07.2006 Фонд включил задолженность по страховым взносам за 2005 год, которая должна была быть уплачена не позднее 14.04.2005.
При этом у страхователя существует обязанность по уплате страховых взносов за отчетные периоды - 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев 2005 года.
В силу абзаца пятого статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 127-ФЗ в целях этого Закона текущими платежами признаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее -Постановление) при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Согласно пункту 9 Постановления при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.
В данном случае датой возникновения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год является не дата представления декларации или дата окончания срока уплаты страховых взносов (14.04.2006), а дата окончания расчетного периода (календарного года).
Кроме того, обязанность по уплате авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I, II, III кварталы 2005 года у Общества возникла с момента окончания отчетных периодов, то есть с 01.04.2005, 01.07.2005, 01.10.2006 соответственно.
Согласно пункту 29 Постановления при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ.
В материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой 16.06.2005 Товарищество признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Однако из статьи 53 Закона N 127-ФЗ следует, что о признании должника банкротом должно быть вынесено решение арбитражного суда. Вместе с тем указанное решение в материалах дела отсутствует.
В определении от 20.11.2006 суд сослался на пункт 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, согласно которому с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.
Однако в материалах дела отсутствуют сведения, когда поступило заявление о признании Товарищества банкротом, введении в отношении него наблюдения.
Кроме того, при вынесении обжалуемого определения суд не учел разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда. Данное обстоятельство имеет важное значение для определения, относятся ли взыскиваемые Фондом платежи к текущим, что в свою очередь позволяет установить, в каком порядке они подлежат удовлетворению.
Так как определение не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда установить характер взыскиваемых Фондом платежей как по страховым взносам, так и по пеням и определить порядок их удовлетворения, истребовать необходимые доказательства и разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 20.11.2006 по делу N А13-9895/2006-24 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2007 г. N А13-9895/2006-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника