Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 апреля 2007 г. N А05-12104/2006-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., при участии от муниципального унитарного предприятия "Управление механизации" Сафронова А.В. (доверенность 22.01.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управление механизации" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2006 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2007 (судьи Пестерева О.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-12104/2006-26.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Управление механизации" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным принятого на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - налоговая инспекция) от 08.10.2006 N 13109 о взыскании 48 935,84 руб. пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2006 заявленное Предприятием требование удовлетворено частично. Суд признал решение налоговой инспекции недействительным в части взыскания 20 979,42 руб. пеней. В удовлетворении остальной части заявленных Предприятием требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2007 решение суда от 25.12.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение и постановление судов в части отказа в признании недействительным решения налогового органа от 08.10.2006 N 13109 о взыскании 27 956.42 руб. пеней и удовлетворить его заявление в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы утверждает, что судами оставлен без внимания тот факт, что в требование от 07.08.2006 N 137664, в связи с неисполнением которого налоговая инспекция приняла оспариваемое решение, включена сумма пеней по налогу на добавленную стоимость, начисленная на недоимку, образовавшуюся в 2002 - 2004 годах, то есть на сумму недоимки по налогу, взыскание которой в связи с пропуском установленных Налоговым кодексом сроков невозможно. По мнению Предприятия, начисление и взыскание пеней при таких обстоятельствах противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в августе 2006 года направила Предприятию требование N 137664 (л.д. 11 - 12) об уплате в срок до 23.08.2006 числящейся за ним по состоянию на 07.08.2006 задолженности по налогу на добавленную стоимость и единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения. в сумме 190 750.63 руб., а также пеней по налогам и обязательным платежам в размере 53 251.92 руб. Основанием для взимания налогов и пеней указаны пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 45, а также статьи 174, 346.21, 346.23, 346.32 и 363 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Предприятие исполнило требование частично.
В отношении неуплаченной суммы (48 935.84 руб. пеней по налогу на добавленную стоимость) налоговый орган в порядке, установленном статьей 46 НК РФ, принял решение от 08.10.2006 N 13109 (Л.д. 10) о ее взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Это решение обжаловано в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 46, статьями 69, 70 и 75 НК РФ, удовлетворили требования заявителя частично. Отказывая в признании недействительным решения инспекции N 13109 о взыскании 27 956,42 руб. пеней по налогу на добавленную стоимость, суды исходили из того, что налоговым органом своевременно, в установленный в статье 46 НК РФ срок, принято решение о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, на которую за период с 01.06.2006 по 31.07.2006 начислена спорная сумма пеней. Срок бесспорного взыскания суммы задолженности по налогу на добавленную стоимость инспекцией соблюден, инкассовое поручение инспекции находится в банке, в картотеке неисполненных платежных документов, предъявленных Предприятию к оплате. Следовательно, начисление и принудительное взыскание налоговым органом пеней до момента погашения недоимки не противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Предприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Одним из способов обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов являются пени, установленные пунктом 1 статьи 72 и пунктом 1 статьи 75 НК РФ. Введение государством пеней направлено на понуждение налогоплательщика - в целях избежания им дополнительных финансовых потерь - своевременно, без задержки уплачивать установленные законодательством о налогах и сборах обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации. В случае же уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен дополнительно внести в казну денежные средства в виде пеней.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Уплачиваются пени одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 НК РФ).
Пени взыскиваются в таком же, что и недоимка по налогам, порядке (пункт 6 статьи 75 НК РФ). То есть до взыскания с организации пеней в бесспорном порядке, установленном статьями 46 - 47 НК РФ, налоговый орган обязан направить требование об их уплате.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В пункте 4 статьи 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах; сроке исполнения требования: мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что налоговый орган в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени; дату, с которой они начисляются; ставку пеней, - то есть данные, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней.
На основании положений приведенных норм, а также части второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование об уплате недоимок и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к содержанию требования, являются существенными.
Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установили, что начисленная и указанная к взысканию в оспариваемом решении сумма пеней соответствует фактической обязанности Предприятия по их уплате, а допущенные налоговым органом нарушения положений пункта 4 статьи 69 НК РФ при оформлении требования в отношении уплаты спорной суммы пеней не являются существенными. Представленные инспекцией документы и расчеты суммы пеней, включенной в требование N 137664, позволили налогоплательщику и судам проверить обоснованность начисления спорной суммы пеней по праву и по размеру.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, в том числе подписанный сторонами акт сверки уплаты налога на добавленную стоимость за период с 2002 по 2004 года (л.д. 15 - 17), суды подтвердили обоснованность включения налоговым органом в общую сумму пеней, предъявленную к уплате в требовании N 137664, 27 956,42 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты 1 180 592.43 руб. налога на добавленную стоимость за период с 01.06.2006 по 31.07.2006
Этот вывод судов подтвержден материалами дела и кассационная инстанция не находит правовых оснований для его переоценки с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды правомерно отклонили довод Предприятия о начислении налоговым органом спорной суммы пеней на недоимку по налогу на добавленную стоимость, срок принудительного взыскания которой на момент выставления требования N 137664 истек, поэтому требование об уплате 27 956,42 пеней является незаконным как выставленное с нарушением установленного статьей 70 НК РФ трехмесячного срока.
В статье 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как правильно указали суды, в Налоговом кодексе Российской Федерации не установлен порядок, периодичность или срок выставления налоговым органом требования об уплате пеней, начисленных налогоплательщику на суммы недоимок по налогам, в отношении которых налоговым органом своевременно, в установленный срок, принято предусмотренное статьей 46 НК РФ решение об их принудительном взыскании.
Поэтому при наличии у налогоплательщика задолженности по конкретному налогу, на взыскание которой своевременно принято предусмотренное статьей 46 НК РФ решение и направлено в банк инкассовое поручение (которое помещено в картотеку до поступления на счет денежных средств), начисление налоговым органом последовательно, период за периодом, на эту сумму пеней с последующим направлением требований об их уплате с указанием срока исполнения, в силу статей 72 и 75 НК РФ нельзя признать противоречащим или нарушающим нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Предприятие не оспаривает, что оформленные и направленные налоговым органом в банк на основании своевременно принятых решений о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость инкассовые поручения не исполнены в связи с отсутствием денежных средств. Задолженность Предприятия по налогу на добавленную стоимость составляет 1 180 592.43 руб.
В пункте 1 статьи 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 N 20-П и определении от 04.07.2002 N 202-О признал, что предусмотренное статьей 75 НК РФ начисление пеней направлено на компенсацию потерь бюджета, вызванных непоступлением причитающихся сумм налогов в установленные законодательством сроки. Поэтому пени являются мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет.
Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 названного Кодекса.
Таким образом, если налоговым органом не пропущены сроки взыскания задолженности по налогу, взыскание пеней является способом принуждения налогоплательщика к уплате недоимки по налогу, обеспечения исполнения им имеющейся обязанности по ее уплате, то есть соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
В статье 46 НК РФ изложен порядок принудительного взыскания налоговыми органами недоимок по налогам за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, а в пункте 9 названной статьи указано, что ее положения применяются и при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Взыскание пеней производится по решению налогового органа. Решение принимается не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы пеней.
Судами установлено, что в августе 2006 года налоговая инспекция направила Предприятию требование от 07.08.2006 N 137664 (л.д. 11 - 12) со сроком исполнения - до 23.08.2006. В это требование вошло 27 956,42 руб. пеней, начисленных за период с 01.06.2006 по 31.07.2006 на задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 180 592.43 руб. Указанная сумма пеней Предприятием не уплачена, поэтому налоговый орган 08.10.2006 вынес решение N 13109 о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. Решение принято в пределах установленного статьей 46 НК РФ 60-дневного срока после истечения срока исполнения требования об уплате пеней.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы Предприятия, и отмены принятых по данному делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2007 по делу N А05-12104/2006-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управление механизации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г. N А05-12104/2006-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника