Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 апреля 2007 г. N А05-12780/2006-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Сюмкина В.Г. (доверенность от 09.01.2007 N 03-07/210),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2006 по делу N А05-12780/2006-12 (судья Крылов В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 11.09.2006 N 13-23-5702 и требований от 12.09.2006 N N 148739, 148740 об уплате 16 642 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2006 года, 433,53 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога и 8 255,4 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суд признал оспариваемые решение и требования налоговой инспекции недействительными в части доначисления 12 435,77 руб. налога на добавленную стоимость с соответствующей суммой пеней и наложения 6 914,15 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога. В остальной части требования заявителя отклонены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части признания ее решения и требований недействительными и отказать Обществу в удовлетворении заявления в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что Общество неправомерно применило льготу, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ. В силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2004 реализация услуг по предоставлению жилья в общежитиях не освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятое судом по данному делу решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в данном случае иного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в пределах приведенных в ней доводов.
Открытое акционерное общество "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела. Общество в июне 2006 года (06.06.2006) представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2006 года. Согласно декларации сумма налога, исчисленного с базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, составила 2 445 423 руб., сумма налоговых вычетов - 1 301 571 руб. К уплате в бюджет указано 1 143 852 руб. налога на добавленную стоимость.
При проведении в июле 2006 года камеральной проверки поступившей уточненной декларации налоговая инспекция выявила ряд нарушений.
Так, инспекция установила, что Общество в стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), отраженных в разделе 4 уточненной декларации, включило 59 096 руб. - стоимость услуг по предоставлению жилья в общежитиях. По мнению Общества, эти услуги не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость как относящиеся к услугам по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ).
Налоговый орган признал неправомерным использование Обществом льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Решением налоговой инспекции от 11.09.2006 N 13-23-5702 Обществу доначислен налог на добавленную стоимость и начислены пени. Кроме того, Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа.
Во исполнение решения от 11.09.2006 Обществу направлены требования от 12.09.2006 N N 148739 и 148740 об уплате в срок до 27.09.2006 налога, пеней и штрафа.
Общество обжаловало решение и требования налоговой инспекции как незаконные в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя частично.
Признавая оспариваемые решение и требования налогового органа недействительными в части доначисления налога на добавленную стоимость с соответствующей суммой и штрафа, наложенного по пункту 1 статьи 122 НК РФ. по эпизоду, связанному с применением Обществом льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении 58 350,99 руб. - стоимости услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитии, суд исходил из того, что налогоплательщиком выполнены условия применения льготного режима налогообложения: им реализованы услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, относящихся к жилому фонду.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Судом установлено, и это подтверждается материалами дела, что Общество оказывает услуги по предоставлению мест в общежитии, расположенном по адресу: 163038, город Архангельск, улица Штурманская, дом 1, работникам ООО СТК "Мишарин ЛТД", ОАО "Северное речное пароходство", ООО "Беломорская сплавная компания", ОАО "Мезенский морской торговый порт" и студентам Международного Института Управления.
Налог на добавленную стоимость с выручки от реализации оказанных услуг Общество не исчисляет и не уплачивает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 149 НК РФ.
В подпункте 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции, введенной в действие с 01.01.2004) указано, что не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 января 2004 года от обложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Следовательно, операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности подлежали освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость как до 1 января, так и после 1 января 2004 года.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятий "жилое помещение" и "жилищный фонд", поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ подлежат применению институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации.
Как следует из статей 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005) и статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующего с 01.03.2005) общежития относятся к жилищному фонду.
Согласно пункту 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В пункте 3 названной статьи предусмотрено разделение жилищного фонда в зависимости от целей использования
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения в общежитиях.
Порядок предоставления общежитий в пользование и документального оформления такого предоставления определен в главе 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в постановлении Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 N 328 "Об утверждении примерного положения об общежитиях".
Суд первой инстанции оценил имеющиеся в деле доказательства и признал, что Общество выполнило условия применения спорной льготы по налогу на добавленную стоимость, а именно: фактически предоставляло в пользование помещения, относящиеся к жилому фонду. Других условий применения льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в Налоговом кодексе Российской Федерации нет.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы налогового органа.
В связи с неуплатой налоговой инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины, с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов. органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика, в частности, по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
На это обстоятельство обращено внимание судов в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2006 по делу N А05-12780/2006-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г. N А05-12780/2006-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника