Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 мая 2007 г. N А66-8964/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой M.B.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области Заложкиной Т.А. (доверенность от 29.12.06 N 2), от общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Вышневолоцкий Текстиль" Миробяна А.Г. (доверенность от 09.04.07),
рассмотрев 03.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.11.06 (судья Владимирова Г.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.07 (судьи Виноградова Т.В., Маганова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-8964/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Вышневолоцкий Текстиль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - Инспекция) в возмещении 1 281 031 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (письмо от 14.08.06 N 08-21/10851) и об обязании Инспекции возместить ему из бюджета названную сумму налога с начислением 41 707 руб. 80 коп. процентов.
Решением суда первой инстанции от 14.11.06 требования Общества удовлетворены частично: суд признал недействительным отказ Инспекции в возмещении 1 281 031 руб. НДС (письмо от 14.08.06 N 08-21/10851) и обязал налоговый орган возвратить на расчетный счет Общества 1 281 031 руб. НДС и 32 688 руб. 07 коп. процентов. В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.01.07 решение суда первой инстанции от 14.11.06 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы указывает на наличие в действиях Общества признаков недобросовестности и направленности его деятельности не на получение прибыли, а на незаконное извлечение денежных средств из федерального бюджета, о чем, по мнению Инспекции, свидетельствуют отсутствие у заявителя ликвидного имущества, систематическое возмещение НДС из бюджета в размере, не соразмерном сумме налоговых отчислений.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС за I квартал 2006 года, в которой Общество указало 80 925 руб. налога со стоимости реализованных товаров (работ, услуг), 1 361 956 руб. налоговых вычетов и заявило к возмещению из бюджета 1 281 031 руб. НДС.
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 19.07.06 N 625 о перечислении на его расчетный счет 1 281 031 руб. НДС. Инспекция отказала ему в возмещении налога со ссылкой на проводимые ею контрольные мероприятия с целью установления обоснованности заявленных Обществом налоговых вычетов, (письмо от 14.08.06 N 08-21/10851).
Общество оспорило решение Инспекции, оформленное письмом от 14.08.06 N 08-21/10851, в судебном порядке.
Суды удовлетворили требования заявителя, правомерно указав на следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения согласно подпунктам 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. В течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, подлежащая возмещению сумма направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. При этом налоговый орган самостоятельно производит зачет, о чем извещает налогоплательщика в течение 10 дней. По истечении указанного трехмесячного срока сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Получив такое заявление, налоговый орган в течение двух недель принимает решение о возврате налогоплательщику этой суммы из бюджета и в тот же срок направляет его на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат налога в течение двух недель, считая со дня получения решения налогового органа.
Таким образом, в силу названных норм налоговый орган вправе в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, направить сумму, подлежащую возмещению в соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, известив его о произведенном зачете. По истечении указанного срока налоговый орган должен в двухнедельный срок со дня получения письменного заявления налогоплательщика принять решение о возврате ему суммы, которая не была зачтена в предоставленный для этого срок.
На основании имеющихся в материалах дела документов судами установлено, что Инспекция, получив от заявителя декларацию по НДС за I квартал 2006 года и заявление о возврате ему подлежащей возмещению суммы налога, не приняла соответствующего решения (о возмещении налога либо об отказе в его возмещении) в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 176 НК РФ.
Представленными в материалы дела документами Общество подтвердило право на применение налоговых вычетов, указанных в декларации по НДС за I квартал 2006 года, а также осуществление им реальной финансово-хозяйственной деятельности.
Суды не установили в действиях Общества как налогоплательщика признаков недобросовестности, указав на то, что наличие дебиторской и кредиторской задолженностей само по себе не свидетельствует о создании заявителем и его контрагентами "схемы" незаконного возмещения НДС из бюджета.
Поскольку в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, то обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.
Обязанность налогового органа доказать обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта следует и из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Инспекция должна представить сведения, бесспорно подтверждающие, что действия заявителя экономически не обоснованы и направлены на создание условий для возникновение у него налоговой выгоды за счет незаконного возмещения налога из бюджета.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании исследования и оценки имеющихся в материалах дела документов суды установили, что Обществом выполнены условия, необходимые в силу статей 171, 172, пункта 2 статьи 173 и статьи 176 НК РФ для применения налоговых вычетов и предъявления НДС к возмещению из бюджета.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным отказ Обществу в возмещении 1 281 031 руб. НДС.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата налогоплательщику НДС на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты.
Из материалов дела видно, что с заявлением о возврате 1 281 031 руб. НДС заявитель обратился 19.07.06. В течение срока, установленного пунктом 3 статьи 176 НК РФ, Инспекция не приняла решения о возмещении налога, поэтому суды правомерно обязали налоговый орган устранить нарушение прав Общества путем возврата на его расчетный счет 1 281 031 руб. НДС с начислением 32 688 руб. 07 коп. процентов.
Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, по сути направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального и процессуального права судами не нарушены, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.11.06 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.07 по делу N А66-8964/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2007 г. N А66-8964/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника