Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 апреля 2007 г. N А56-10898/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Марьянковой Н.В.,
при участии от ООО "Водный мир" Луйк Е.Г. (доверенность от 15.09.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу Долговой О.М. (доверенность от 27.12.2006),
рассмотрев 19.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2006 (судья Соколова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 (судьи Зотеева Л.В., Старовойтова О.Р., Шульга Л.А.) по делу N А56-10898/2006, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водный мир" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением и с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения предмета требований просило признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция по Фрунзенскому району) от 29.09.2005 N 2482 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 25.05.2006 в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена Инспекции по Фрунзенскому району на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 27).
Решением от 06.10.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция N 27. ссылаясь на неправильное, по ее мнению, применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить названные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указал на то, что выявленные в результате проверки Общества излишки в сумме 6 560 руб., составляющие разницу между наличными деньгами в кассе и показаниями контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), подтверждают факт неоприходования денежной наличности в кассу Общества, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Инспекции N 27 поддержал кассационную жалобу. представитель Общества возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Уполномоченными сотрудниками Инспекции по Фрунзенскому району Тишенко М.В. и Разуваевой A.M. 07.09.2005 на основании поручения от 06.09.2005 N 19/1632 в принадлежащем Обществу магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург. Литовский пр., д. 237, проведена проверка соблюдения Обществом положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в ходе которой установлено и отражено в акте от 07.09.2005 N 010838 расхождение между наличными деньгами и суммой. отраженной по контрольно-кассовой машине (далее - ККМ). в виде излишка в размере 6 560 руб.
Инспекцией по Фрунзенскому району 07.09.2005 вынесено определение N 010838 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого 15.09.2005 составлен акт N 4691 о проверке соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций.
Полагая, что выявленный излишек денежных средств в сумме 6 560 руб. подтверждает неоприходование Обществом в кассу денежной наличности. Инспекция по Фрунзенскому району 15.09.2005 в присутствии действующего от имени Общества на основании доверенности от 29.08.2005 (л.д. 59) Сомова Сергея Викторовича, составила протокол об административном правонарушении N 2482.
Постановлением Инспекции по Фрунзенскому району от 29.09.2005 N 2482 Общество привлечено к предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая постановление Инспекции по Фрунзенскому району незаконным. Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктами 22, 23, 24 Порядка в кассовой книге должны учитываться поступление и выдача денежной наличности.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Таким образом, одним из критериев установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежных средств в кассу предприятия является разница между показаниями ККТ и кассовой книги организации.
В соответствии с пунктом 6.1. Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила), по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром - операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком ККМ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира - операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
В данном случае вывод о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежных средств сделан Инспекцией по Фрунзенскому району в связи с расхождением при пересчете наличных денег и суммы, отраженной по ККМ.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вместе с тем факт неоприходования (неполного оприходования) в кассу Общества денежной наличности не подтверждается материалами дела.
Как видно из материалов дела; разница отраженных в журнале кассира-операциониста Общества показаний суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня - 07.09.2005 - соответствует сумме выручки за день - 13 795.20 руб., что, в свою очередь, отражено на контрольной ленте за 07.09.2005 ККМ N 20002909 (л.д. 40, 43, 96). Сумма выручки 13 795.20 руб. отражена по счетам 50 "Касса" (л.д. 89) и 90 "Выручка" (л.д. 90). Таким образом, материалами дела подтверждается оприходование Обществом выручки за 07.09.2005.
Инспекция по Фрунзенскому району не представила доказательства расхождения фактического наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета, а также принадлежности 6 560 руб. Обществу.
Объяснениями Сомова С.В., отраженными в протоколе об административном правонарушении, а также свидетельскими показаниями кассира Агафонова С.А. подтверждается факт принадлежности 6 560 руб. директору Общества.
Денежные средства, принадлежащие директору Общества, не могут быть оприходованы в кассу Общества.
Нарушение директором Общества пункта 4.7 Правил, запрещавшего ему иметь личные деньги в кассе, не образуют в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
В связи с тем. что Инспекцией по Фрунзенскому району в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ не доказан факт неоприходования (неполного оприходования) в кассу Общества денежной наличности, суд правомерно заявление Общества удовлетворил, отменив постановление от 29.09.2005 N 2482 о привлечении Общества к административной ответственности.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права: оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 по делу N А56-10898/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2007 г. N А56-10898/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника