Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2007 г. N А56-1484/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 февраля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Михайловской Е.А. и Мунтян Л.Б., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Энерго-росс" Комлевой А.В. (доверенность от 01.01.07), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Вертилецкой Н.И. (доверенность от 09.01.07 N 2005/00029),
рассмотрев 03.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.06 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.07 (судьи Протас Н.И., Будылева М.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-1484/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энерго-росс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в неначислении процентов при нарушении срока возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащего возмещению за декабрь 2004 года, и об обязании налогового органа начислить к выплате 71 493 руб. процентов.
Решением от 27.02.06 суд удовлетворил заявленные требования на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд апелляционной инстанции постановлением от 08.02.07 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, суд неправильно применил нормы материального права, а его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает, что "обязанность налогового органа произвести возмещение налога считается установленной с момента вступления в законную силу судебного акта", которым решение Инспекции об отказе Обществу в возмещении НДС признано недействительным, и с этой даты должно производиться начисление процентов.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 20.01.05 Общество представило в налоговый орган вместе с декларацией по ставке НДС 0 % за декабрь 2004 года предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы для обоснования права на применение этой ставки налога, вычет и возмещение 1 010 558 руб. НДС, а также заявление N 006 (лист дела 15) о перечислении названной суммы налога на его счет.
Проверив представленные документы в камеральном порядке, Инспекция приняла решение от 18.04.05 N 0509129 о частичном отказе в возмещении НДС за декабрь 2004 года в сумме 961 075 руб., которое оспорено в судебном порядке и признано в указанной части недействительным решением суда от 01.08.05 по делу N А56-16976/2005. Вместе с тем суд обязал Инспекцию возместить Обществу НДС за декабрь 2004 года в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 НК РФ (листы дела 43 - 46). Постановлением от 18.11.05 суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда по названному делу, которое исполнено платежным поручением от 20.12.05 N 607 (лист дела 59), выставленным Управлением федерального казначейства по Санкт-Петербургу на основании заключения Инспекции от 19.12.05 N 6077.
Поскольку возврат 961 075 руб. НДС, подлежащих возмещению за декабрь 2004 года, произведен лишь 22.12.05 и без начисления процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, Общество обратилось в суд с заявлением о признании этого бездействия незаконным и об обязании налогового органа начислить к выплате 71 493 руб. процентов.
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 %, и порядок реализации этого права установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 % и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения названной ставки налога и налоговых вычетов. Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления названных документов, на основании которых налоговый орган обязан в течение указанного срока проверить обоснованность применения ставки 0 % и налоговых вычетов и принять соответствующее решение.
При этом из абзацев 2, 9 и 10 пункта 4 статьи 176 НК РФ следует, что возврат налога осуществляется органом федерального казначейства, для чего налоговый орган обязан не позднее последнего дня указанного трехмесячного срока принять по заявлению налогоплательщика решение о возврате сумм налога из бюджета и в тот же срок направить его в соответствующий орган федерального казначейства, который исполняет решение налогового органа в течение двух недель со дня его получения. Согласно же последнему абзацу пункта 4 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков, установленных этим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, названной нормой установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму.
В связи с изложенным несостоятелен довод Инспекции о том, что проценты подлежат начислению с момента вступления в законную силу судебного акта, которым признано недействительным решение налогового органа в части отказа в возмещении НДС за декабрь 2004 года. Предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК
РФ проценты начисляются при нарушении сроков возврата налога, а не принятия налоговым органом незаконного решения об отказе в возмещении НДС, что установлено вступившим в законную силу решением суда по делу N А56-16976/2005, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения спора по настоящему делу. Более того, несвоевременный возврат суммы НДС, подлежащей возмещению за декабрь 2004 года, и является следствием принятия налоговым органом незаконного решения об отказе в возмещении этой суммы налога.
В данном случае Инспекция не оспаривает, что возврат 961 075 руб. НДС, подлежащих возмещению за декабрь 2004 года по заявлению Общества от 20.01.05, фактически произведен только 22.12.05, что свидетельствует о нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, и является основанием для выплаты предусмотренных этой нормой процентов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Инспекции по начислению процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ при нарушении установленных этой нормой сроков возврата сумм НДС, подлежащих возмещению, и обязал ее начислить к выплате 71 493 руб. процентов, размер которых налоговый орган не оспаривает.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой противоречат положениям пункта 4 статьи 176 НК РФ и фактическим обстоятельствам дела, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.07 по делу N А56-1484/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2007 г. N А56-1484/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника