Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2007 г. N А56-32725/2005
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Карцевой М.М. (доверенность от 09.01.07 N 03-09/Д7), от открытого акционерного общества "Ленгазспецстрой" Осипова А.Е. (доверенность от 15.01.07 N 110),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.06 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.07 (судьи Фокина Е.А., Зотеева Л.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-32725/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленгазспецстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), оформленного письмом от 22.06.05 N 09-13/9568, и обязании налоговой инспекции возвратить на его расчетный счет 1 135 029 рублей 23 копейки излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу, и Инспекция Федеральной налоговой службы по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 03.11.05, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.06, заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.06 решение и постановление суда отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении решением суда от 05.10.06, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.07, заявленные требования удовлетворены: решение налоговой инспекции признано недействительным в части отказа в возмещении излишне уплаченного налога в сумме 958 311 рублей 25 копеек. Суд обязал налоговую инспекцию вернуть Обществу указанную сумму.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу и Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Общество в 2002 году уплатило 1 135 208 рублей 20 копеек налога с владельцев транспортных средств. 30 мая 2003 года Общество представило в налоговую инспекцию уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год, в соответствии с которыми налог за 2002 год составил 178 рублей 97 копеек.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с письмом от 14.06.05 N 15052 о возврате излишне уплаченных 1 135 029 рублей 23 копеек.
Письмом от 22.06.05 N 09-13/9568 налоговая инспекция отказала Обществу в возврате указанной суммы по причине того, что "сальдо по налогу" было возвращено МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам в ИФНС по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга".
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом выводов, сделанных в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.06, установили, что Обществом излишне уплачено 958 311 рублей 25 копеек налога с владельцев с транспортных средств. Обществом своевременно подано заявление о возврате этой суммы.
В кассационной жалобе налоговая инспекция не оспаривает этих выводов суда, указывает только на то, что поскольку при постановке Общества на учет в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу карточки лицевых счетов не принимались, то у суда не было оснований для обязания ее произвести возврат налога.
Порядок возврата излишне уплаченного налога установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом порядок возврата налога при переходе налогоплательщика в новую налоговую инспекцию и постановки его на налоговый учет в этом налоговом органе данной нормой не регламентирован.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Общество состоит на учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу, куда и обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Нормами Налогового кодекса Российской Федерации иного порядка для данного случая не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 и пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, составляющие единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно статьям 1 - 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. В силу статьи 10 названного Закона должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу и Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, передача документов по налогоплательщикам из одного подразделения в другое не может служить основанием для нарушения их законных прав. В данном случае налоговый орган не обеспечил исполнение требований закона о праве налогоплательщика на возврат суммы излишне взысканного налога.
Кроме того, необходимо учитывать, что установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации порядок возврата излишне уплаченного налога предусматривает возврат сумм налога за счет средств бюджета, а не конкретного налогового органа.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 мая 2006 г. N 1334/06.
Необоснованным является приведенный в кассационной жалобе довод налоговой инспекции о том, что заявленные Обществом суммы "не проверены и не подтверждены", поскольку, как следует из материалов дела, этот довод не заявлялся налоговой инспекцией ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции; расчеты, представленные Обществом, налоговой инспекцией не оспаривались; никаких своих расчетов налоговой инспекцией не представлялось.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
В связи с тем, что с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с налоговой инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.07 по делу N А56-32725/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2007 г. N А56-32725/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника