Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 мая 2007 г. N А21-5504/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Молоко" Вандышева А.Н. (доверенность от 05.06.06), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Егоровой Н.С. (доверенность от 04.05.07 N 712/04),
рассмотрев 08.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.06 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.06 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Кашина Т.А.) по делу N А21-5504/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Молоко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - УФАС) от 27.01.05 N 09 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены закрытое акционерное общество "Калининградмолпродукт" (далее - ЗАО "Калининградмолпродукт") и общество с ограниченной ответственностью "Калининградская сыродельная компания" (далее - ООО "Калининградская сыродельная компания").
Решением суда от 11.07.06 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.06 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить судебные акты, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого приказа, не нарушающего прав и законных интересов заявителя. Податель жалобы указывает на то, что группа лиц включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по итогам анализа и оценки состояния конкурентной среды на региональном оптовом рынке молока.
Антимонопольный орган готов признать, что при издании оспариваемого приказа имела место неточность в формулировках - определении товара и товарного рынка, что, тем не менее, не привело к смысловой ошибке в части определения доминирующего положения группы лиц на рынке и не нарушило прав и законных интересов заявителя. Как полагает УФАС, несогласие с используемой терминологией не может служить основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Дело рассмотрено без участия представителей ЗАО "Калининградмолпродукт" и ООО "Калининградская сыродельная компания", надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, приказом УФАС от 27.01.05 N 09 группа лиц в составе заявителя, ЗАО "Калининградмолпродукт" и ООО "Калининградская сыродельная компания" включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на региональном рынке услуг по заготовке и переработке молока.
После возбуждения производства по делу приказами антимонопольного органа от 21.02.06 N 032 и от 03.05.06 N 069 в оспариваемый ненормативный акт внесены изменения, слово "услуги" в соответствующих падежах из приказа от 27.01.05 N 09 исключено. После внесения поправок товарный рынок обозначен как "заготовка и переработка молока".
Признавая оспариваемый приказ недействительным, суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что УФАС не определены ни товар, ни товарный рынок, в связи с чем невозможно установить состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать его структуру.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон) антимонопольные органы формируют и ведут реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов.
В статье 4 Закона содержатся определения основных понятий, в нем используемых:
товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;
Судами первой и апелляционной инстанций установлено что общество не оказывает услуги по переработке и заготовке молока, то есть не является участником товарного рынка доминирующее положение на котором признано оспариваемым приказом УФАС.
После обращения в арбитражный суд в приказ от 27.01.05 N 09 внесены поправки, свидетельствующие о признании антимонопольным органом ошибочности своих выводов, обоснованности заявленных обществом требований, то есть, по существу, о признании иска. При этом и в измененной редакции приказ от 27.01.05 N 09 противоречит Закону, поскольку переработка и заготовка молока в собственном интересе, как вид экономической деятельности не является продуктом, предназначенным для введения в торговый оборот в смысле статьи 4 Закона.
Фактически антимонопольным органом исследовался оптовый региональный рынок молока, на котором 19 покупателей приобретают у 147 продавцов товар для дальнейшей промышленной переработки. Вместе с тем с учетом назначения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, и правовых последствий включения в него правильное определение товара и товарного рынка имеет принципиальное значение в целях антимонопольного контроля.
Таким образом, оспариваемый приказ УФАС нарушает законный интерес общества по формированию достоверной публично доступной статистической информации, полнота и точность которой служит гарантией от необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов, а искажение вводит в заблуждение неопределенный круг лиц.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.06 по делу N А21-5504/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 мая 2007 г. N А21-5504/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника