Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 апреля 2007 г. N А56-20989/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Клириковой Т.В. и Кузнецовой Н.Г.,
при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - Степовского А.И. (доверенность от 09.01.2007 N 03-16/00023),
рассмотрев 23.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2006 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2007 (судьи Горбачева О.В., Савицкая И.Г., Шестакова М.А.) по делу N А56-20989/2006,
установил
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Организатор перевозок" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу от 12.05.2006 N 5-14-93 и требования об уплате налога от 12.05.2006 N 23/5-14-93.
Решением от 24.10.2006 заявленные предприятием требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции 18.01.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на то, что средства, полученные предприятием в связи с возмещением понесенных расходов на предоставление талонов-вкладышей, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации). Инспекция также считает, что предприятие в 2003 и 2004 году неправомерно списало убыток, возникший в 2002 году.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности предприятия (прежнее наименование - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Центральное Агентство городского пассажирского транспорта") за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, по результатам которой составлен акт от 05.04.2006 N 5-14-93 и вынесено решение от 12 05.2006 N 5-14-93. Указанным решением налоговый орган привлек предприятие к ответственности за неуплату налога на прибыль по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 267 420 руб. штрафа, налогоплательщику также предложено уплатить 1 337 100 руб. налога на прибыль за 2003 и 2004 годы и 428 449 руб. пени.
1. Налог на прибыль за 2003 год.
Инспекция считает, что предприятие неправомерно не включило в состав внереализационных доходов бюджетные средства, полученные от Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга (далее - Комитет) по договору от 20.01.2003 N 9-Т/17-2003 на возмещение расходов организаций-перевозчиков, осуществляющих перевозку льготной категории граждан (дети-сироты, дети-инвалиды и дети оставшиеся без попечения родителей). Налоговый орган ссылается на пункт 14 статьи 250 подпункты 14 и 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция считает, что сумма налогооблагаемой прибыли по этому эпизоду составляет 4 116 800 руб.
В соответствии с договором от 20.01.2003 N 9-Т/17-2003 Комитет производил возмещение расходов, связанных с предоставлением именных талонов-вкладышей (единых льготных проездных билетов.) дающих право на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте и дополнительно на пригородных автобусах воспитанникам спецшкол и школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии По данному договору предприятию перечислено из городского бюджета 4 596 800 руб. в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" (код раздела 1802, код целевой статьи 4420008). Эта сумма является компенсацией как за изготовление единых проездных билетов (480 000 руб.) так и за осуществление перевозок льготных категорий граждан (4 116 800 руб.). Вся полученная сумма отражена предприятием в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год на листе 14 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств; работ услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности целевых поступлений, целевого финансирования".
Суд первой инстанции установил и инспекцией не оспаривается что 4 116 800 руб. предприятие перечислило организациям осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров - ГУП "Пассажиравтотранс", ГУП "Петербургский метрополитен", ГУП "Горэлектротранс" Данные перечисления бюджетных денежных средств произведены в соответствии с указаниями распорядителя бюджетными средствами - Комитета от 28.02 2003 N 23-п (том дела 1 лист 100). Поэтому не соответствуют обстоятельствам дела приведенные в кассационной жалобе инспекции ссылки на то, что предприятие не приобретало какие-либо товары (работы, услуги) для оплаты которых ему были необходимы бюджетные средства, а само оказывало услуги Комитету и могло использовать полученные денежные средства ло своему усмотрению. Кассационная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции с том что средства поступившие предприятию от Комитета и направленные им транспортным предприятиям не являются внереализационными доходами заявителя Предприятие само не оказывало услуги ни Комитету ни льготным категориям граждан Ссылки инспекции на пункт 14 статьи 250, подпункты 14 и 26 пункта статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняются судом кассационной инстанции как не применимые к рассматриваемой ситуации.
Суд первой инстанции также установил, что налогоплательщиком велся раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования.
2. Уменьшение налогоплательщиком налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2003 и 2004 годы на сумму убытка, полученного в 2002 году.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 29.12.2991 N 763-р" следует читать "распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 26.12.1991 N 763-р"
Инспекция считает, что у предприятия в 2002 году не мог возникнуть убыток, поскольку налогоплательщик должен был учесть в составе внереализационных доходов 3 757 200 руб., полученных от Комитета по договору от 08 02.2002 N 8-Т/32-2002. Предметом данного договора было возмещение расходов, связанных с предоставлением именных талонов-вкладышей (единых льготных проездных билетов), дающих право на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте и дополнительно на пригородных автобусах воспитанникам спецшкол и школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии на основании распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 29.12.2991 N 763-р "О льготных условиях проезда в городском пассажирском транспорте" и распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 16.10.1992 N 958-р "О мерах по социальной поддержке семей, имеющих трех и более детей". Вышеуказанная сумма не является внереализационным доходом предприятия по мотивам указанным в пункте 1 настоящего постановления кассационного суда.
В соответствии с распоряжением Комитета по транспорту от 25.09.2000 N 244-р "О распределении доходов от реализации проездных билетов длительного пользования" предприятие произвело возмещение расходов перевозчиков, осуществляющих перевозку льготных категорий граждан, из денежных средств предусмотренных на другие цели. Убыток образовался в связи с тем, что Комитет по транспорту не компенсировал предприятию понесенные им вышеуказанные расходы.
Кассационная коллегия считает, что налогоплательщик правомерно учел убыток 2002 года при исчислении налогооблагаемой прибыли за 2003 и 2004 год в соответствии со статьей 233 Налогового кодекса Российской Федерации В связи с тем что с 01.01.2007 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01 2007 по делу N А56-20989/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 3 по Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г. N А56-20989/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника