Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 мая 2007 г. N А56-35870/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Зубаревой Н.А. и Михайловской Е.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Евросиб-Test" Латыниной С.В. (доверенность от 16.08.06), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Степановского А.И. (доверенность от 09.01.07 N 03-16/00023),
рассмотрев 26.04.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.06 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.07 (судьи Шестакова М.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-35870/2006,
установил:
Закрытое акционерное общество "Евросиб-Test" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 07.08.06 N 6-14-30 недействительным в части начисления 666 778 руб. налога с доходов, полученных иностранной организацией, 217 362 руб. пеней и 133 408 руб. налоговых санкций, предусмотренных статьями 123 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 05.10.06 суд удовлетворил заявленные требования, установив отсутствие обязанности Общества по исчислению и удержанию налога с дохода, полученного иностранной организацией в 2005 году, а также по представлению расчета о суммах выплаченных этой организации доходов и удержанных налогов.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 19.01.07 изменил решение суда - отказал Обществу в удовлетворении требований в части привлечения его к ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, а в остальной части оставил судебный акт без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, и принять новый. Повторяя доводы, изложенные в оспариваемом решении налогового органа, податель жалобы полагает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ освобождение от удержания налога производится при представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в этой норме, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 14.07.06 N 6-14-30 в ходе выездной проверки соблюдения налогового законодательства в период с 01.01.03 по 31.12.05 Инспекция установила, что в 2005 году Общество производило выплаты процентов по договорам займа, заключенным с компанией "Valory Holding B.V." (Нидерланды), но в нарушение пункта 1 статьи 310 НК РФ не исполнило обязанность налогового агента по удержанию налога с доходов иностранной организации в сумме 666 788 руб. Данный вывод основан на том, что на момент выплаты процентов по займам у организации отсутствовало подтверждение, предусмотренное пунктом 1 статьи 312 НК РФ, так как представленный в ходе проверки документ, подтверждающий местонахождение иностранной организации "Valory Holding B.V." в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, выдан 17 мая 2006 года.
По указанному эпизоду проверки Инспекция решением от 07.08.06 N 6-14-30 привлекла Общество к налоговой ответственности, в том числе по статье 123 НК РФ в виде 133 358 руб. штрафа за неисполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, а на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 50 руб. штрафа за непредставление в налоговый орган налогового расчета о сумах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 2005 год. Вместе с тем налоговый орган предложил заявителю в срок, указанный в требовании, уплатить названные налоговые санкции, 666 788 руб. налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, и 217 362 руб. пеней.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи, в валюте выплаты дохода.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ исключение сделано в отношении выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
В данном случае судами обеих инстанций установлено, а Инспекция в ходе кассационного обжалования принятых по делу судебных актов не оспаривает, что в ходе налоговой проверки Общество представило в налоговый орган Декларацию о статусе резидента от 21.10.04, из которой следует, что компания "Valory Holding B.V." (идентификационный налоговый номер 8097.60.794) создана в соответствии с голландским законодательством и является резидентом Нидерландов, а также декларацию постоянного пребывания от 22.05.06, согласно которой названная компания является резидентом Нидерландов и не меняла своего местонахождения с момента организации. Названные декларации заверены в установленном порядке и представлены в налоговый орган с переводом на русский язык.
Вместе с тем, в соответствии с Соглашением "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество", заключенным 16.12.96 между правительством Российской Федерации и правительством Королевства Нидерландов, прибыль резидентов одной договаривающейся стороны освобождаются от налогообложения в другом договаривающемся государстве.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что на дату выплаты дохода Общество располагало подтверждением, предусмотренным пунктом 1 статьи 312 НК РФ, а у Инспекции отсутствовали законные основания для начисления 666 788 руб. налога с доходов, полученных компанией "Valory Holding B.V.", и привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, а тем более, для обязания налогового агента уплатить названную сумму налога.
Несостоятельным суд кассационной инстанции считает довод налогового органа о том, что предусмотренное пунктом 1 статьи 312 НК РФ подтверждение "должно соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организацией доходы", так как названной нормой предусмотрено, что такое подтверждение должно быть представлено иностранной организацией "до даты выплаты дохода", а не в каждом налоговом периоде. В данном случае Обществу на момент выплаты в 2005 году доходов компании "Valory Holding B.V." была представлена Декларация о статусе резидента от 21.10.04, достоверность которой подтверждена в ходе налоговой проверки дополнительно представленной декларацией постоянного пребывания этой компании, выданной 22.05.06.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой не основаны на нормах налогового законодательства, а постановление суда апелляционной инстанции от 19.01.07 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.07 по делу N А56-35870/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 мая 2007 г. N А56-35870/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника