Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2007 г. N А42-6658/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 03.05.2007.
Полный текст постановления изготовлен 07.05.2007.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 03.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2006 (судья Янковая Г.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А42-6658/2006,
установил:
Закрытое акционерное общество "Мурманский траловый флот 1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 10.04.2006 N 16.
Определением суда от 08.09.2006 суд выделил в отдельное производство требование Общества о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления единого социального налога (далее - ЕСН) за 2002 год, начисления соответствующих пеней и штрафов по эпизоду, связанному с невключением в облагаемую ЕСН базу сумм выплат в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество уточнило заявление и просило признать недействительным оспариваемое решение в части доначисления 2 881 578 руб. ЕСН, начисления 197 580 руб. пеней и взыскания 576 316 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 31.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.02.2007, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
По мнению подателя жалобы, выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания подлежат обложению ЕСН на общих основаниях. Налоговый орган считает, что данные выплаты являются надбавкой к заработной плате за особые условия труда и не соответствуют определению понятия "компенсация", данному в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В отзыве Общество просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, не явились, что не препятствует судебному разбирательству без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Инспекция провела выездную проверку соблюдения Обществом налогового и валютного законодательства за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 и, в частности, установила, что Общество неправомерно не включало в базу, облагаемую ЕСН, выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания, что повлекло неполную уплату данного налога.
По итогам проверки Инспекция составила акт от 17 10.2005 N 17 и вынесла решение от 10.04.2006 N 16, в котором по данному эпизоду доначислила 2 881 578 руб. ЕСН, начислила 197 580 руб. пеней и привлекла заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 576 316 руб. штрафа.
Общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Суды признали решение Инспекции в оспариваемой части недействительным, указав на то, что спорные выплаты иностранной валюты взамен суточных являются компенсационными и в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В соответствии с абзацем девятым подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В Налоговом кодексе Российской Федерации не дано определения понятия "компенсация", в связи с чем в соответствии со статьей 11 НК РФ подлежит применению статья 164 ТК РФ, согласно которой компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р. Судами установлено и Инспекцией не оспаривается, что в рассматриваемый период Общество производило выплаты иностранной валюты членам экипажей судов в пределах норм установленных названным распоряжением.
Таким образом, по своей правовой природе спорные выплаты являются компенсационными, связаны с особыми условиями труда членов экипажей судов в период заграничного плавания, которые на основании договора с судоходной компанией выполняют трудовые обязанности по эксплуатации морского судна и несут дополнительные затраты в связи с нахождением за пределами Российской Федерации. Следовательно, выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания освобождаются от обложения ЕСН в силу статьи 238 НК РФ.
Такой же позиции придерживается и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 04.04.2006 N 12992/05, 13692/05, 13704/05, 13707/05 и 14118/05.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судебные акты отмене или изменению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в доход федерального бюджета следует отнести на подателя жалобы - налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 по делу А42-6658/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2007 г. N А42-6658/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника