Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 мая 2007 г. N А21-5888/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Мунтян Л.Б. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 10.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.06 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.07 (судьи Лопато И.Б., Гафиатуллина Т.С., Шестакова М.А.) по делу N А21-5888/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гурьевск-Агро" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция), изложенного в письме от 10.07.06 N 836, в возврате 23 000 руб. излишне уплаченных страховых взносов и об обязании налогового органа возвратить указанную сумму на счет заявителя.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда в Гурьевском районе Калининградской области (далее - Фонд).
Решением от 01.11.06 суд удовлетворил заявленные требования, указав на то, что именно Инспекция, как администратор поступлений страховых взносов, обязана произвести возврат неправильно уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа
Суд апелляционной инстанции постановлением от 15.02.07 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы положения статей 78-79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не могут применяться к спорным правоотношениям так как "отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж. Налоговый орган также считает, что в действующем законодательстве Российской Федерации не предусмотрены правовые основания для проведения возврата страховых взносов зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации из выплат страховой части трудовой пенсии а также не определен уполномоченный орган, который должен производись зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Представители скорой и Фонда извещенных с времени и месте слушания дела в установленном порядке в судебное заседание не явились в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права установила следующее.
Согласно материалам дела Общество являясь в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователем по обязательному пенсионному страхованию перечислило платежным поручением от 14.05.05 N 24 (лист дела 7) 23 000 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, ошибочно указав в названном поручении код бюджетной классификации 18210202030061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.
В заявлении от 19.06.06 N 49 (лист дела 5) направленном в адрес Инспекции, Общество просило возвратить на его расчетный счет 23 000 руб. страховых взносов, указав на то, что платежным поручением от 06.06.05 N 45 названная сумма повторно перечислена с указанием правильного кода бюджетной классификации 18210202010061000160, а в случае невозможности возврата денежных средств зачесть переплату по взносам.
Письмом от 10.07.06 N 836 (лист дела 9) Инспекция отказала Обществу в возврате или зачете излишне уплаченных страховых взносов ссылаясь на то, что Законом N 167-ФЗ не определен орган, уполномоченный на проведение зачета (возврата) страховых взносов.
Кассационная коллегия считает что отказ налогового органа в возврате Обществу 23 000 руб. страховых взносов, излишне уплаченных по коду бюджетной классификации 18210202030061000160, правомерно признан в судебном порядке незаконным.
Согласно статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию налога, приведенному в статье 8 НК РФ.
Однако пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.12.05 N 176-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее, как на администратора, возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Вместе с тем, Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.04 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 18 данного Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа названных норм следует, что именно Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, приняв соответствующее решение для его исполнения органом федерального казначейства.
В ходе судебного разбирательства суд установил, а налоговый орган не оспаривает наличие у Общества 23 000 руб. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по коду 18210202030061000160, который предназначен для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии. Таким образом, Инспекция неправомерно отказала Обществу в удовлетворении заявления о возврате указанной суммы страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным отказ Инспекции в возврате страховых взносов, выраженный в письме от 10.07.06 N 836, и обязал ее возвратить Обществу 23 000 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.07 по делу N А21-5888/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области - без удовлетворения.
Взыскав с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области в доход федерального бюджета 1000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.В. Троицкая |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию налога, приведенному в статье 8 НК РФ.
Однако пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.12.05 N 176-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее, как на администратора, возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Вместе с тем, Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.04 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 18 данного Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2007 г. N А21-5888/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника