Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 мая 2007 г. N А13-3697/2006-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" Гуляевой И.А. (доверенность от 24.03.2007),
рассмотрев 10.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.02.2007 по делу N А13-3697/2006-20 (судья Виноградов О.Н.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Вологодский подшипниковый завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) и Департаменту финансов правительства Вологодской области (далее - Департамент) о взыскании (с учетом уточнения размера требований) 115 001 руб. 48 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления соответствующим категориям проживающих в городе Вологде граждан, льгот по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрация города Вологды (далее - Администрация) и муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный расчетный центр города Вологды" (далее - МУП "ЖКРЦ г. Вологды").
В судебном заседании 01.02.2007 суд с согласия истца произвел замену ответчиков: Минфина - на Российскую Федерацию в лице Минфина. Департамента - на Вологодскую область в лице Департамента.
Решением от 01.02.2007 суд удовлетворил исковые требования, исключив из их размера налог на добавленную стоимость, с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 97 458 руб. 88 коп расходов. В иске к Вологодской области отказано.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Минфин просит решение суда отменить в части удовлетворения требований за счет казны Российской Федерации и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Минфину, так как обязательства по финансированию расходов предприятий и организаций в связи с предоставлением льгот по коммунальным услугам в рамках Федерального бюджета на 2005 год последнее выполнило полностью. Кроме того, у Вологодской области по состоянию на 15.01.2007 имеется остаток денежных средств полученных в виде субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 347 997 руб. 82 коп.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить решение суда без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с января по декабрь 2005 года в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов при взимании платы за жилые помещения и коммунальные услуги учитывало льготу, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования "город Вологда" в общежитиях, принадлежащих Обществу. Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Предоставление льгот и правомерность их начисления подтверждены материалами дела и ответчиками не оспариваются.
В соответствии со статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм. установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенции устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" v ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов. В соответствии с пунктом 2 Правил финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Суд, проанализировав указанные нормативные акты и статью 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", пришел к правомерному выводу о том, что расходы истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, поскольку размер выделенных федеральным бюджетом средств для компенсации расходов по предоставлению льгот оказался недостаточным.
Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определены объекты налогообложения по НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Денежные средства, полученные из бюджетов различного уровня в связи с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал во взыскании денежной суммы, составляющей размер НДС.
Отказывая во взыскании расходов за счет остатков денежных средств выделенных Вологодской области в виде субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемым отдельным категориям граждан, суд правильно применил пункт 3 статьи 52 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", указав, что имеющийся остаток средств бюджета Вологодской области в сумме 347 997 руб. 82 коп. не может быть использован по задолженности за 2005 год.
Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.02.2007 по делу N А13-3697/2006-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2007 г. N А13-3697/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника