Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 мая 2007 г. N А56-20846/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., при участии от закрытого акционерного общества "Сити Инвест Банк" Мельник О.В. (доверенность от 21.10.2005 N 24),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сити Инвест Банк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2006 (судья Денего Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 (судьи Семиглазов В.А., Масенкова И.В., Третьякова Н.О.) по делу N А56-20846/2006,
установил:
Закрытое акционерное общество "Сити Инвест Банк" (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 28.04.2006 N 05-06/05839.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2006 в удовлетворении заявленного Банком требования отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 решение суда от 07.11.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Банк просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить его заявление, ссыпаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что поскольку указанные в запросе Управления организации в период с 01.01.2002 и по настоящее время не осуществляли операций с денежными средствами с открытым акционерным обществом "Леноблгаз" -налогоплательщиком, в отношении которого проводится выездная проверка, Банк обоснованно не исполнил такой запрос. По мнению Банка, запрос Управления является ненадлежащим образом мотивированным.
Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно аз материалов дела. Управление в связи с проведением повторной выездной налоговой проверки открытого акционерного общества "Леноблгаз" в соответствии с пунктом 2 статьи 86, статьей 87, подпунктом 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" направило в Банк запрос от 17.03.2006 N 05-06/03042 (л.д. 11-12). В этом настоящее время денежных средств по расчетным счетам ООО "Альтаир", ООО "Вейл", ООО "Квинта", ООО "Одеон", ООО "Поликом", ООО "С март", ООО "Сталс", ООО "Стилкон", ООО "Юкикс" и ООО "Рекон", которые являются контрагентами проверяемого открытого акционерного общества "Леноолгаз", а также первичные документы (выписки банка по лицевым счетам и копии документов, подтверждающих дебетовые и кредитовые записи по счетам).
Банк отказался исполнить запрос Управления, сославшись в письме от 22.03.2006 N 533 (л.д. 13) на то, что перечисленные налоговым органом организации в период с 01.01.2002 по настоящее время не проводили операции с денежными средствами. связывающие их деятельность с деятельностью открытого акционерного общества "Леноблгаз". Банк полагает, что согласно статье 87 НК РФ налоговый орган имеет право истребовать документы. касающиеся деятельности только проверяемого налогоплательщика. Поскольку истребуемая информация не относится к деятельности проверяемого налогоплательщика - открытого акционерного общества "Лекоблгаз", у Банка отсутствует обязанность ее представлять.
Управление расценило отказ Банка представить запрошенную информацию как нарушение положений пункта 2 статьи 86 НК РФ, о чем составлен акт от 10.04.2006.
С учетом представленных Банком на акт возражений Управление приняло решение от 28.04.2006 N 05-06/05839 о привлечении Банка к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135.1 НК РФ, в виде взыскания 10 000 руб. штрафа.
Банк обжаловал решение Управления в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали заявителю в удовлетворении заявленных им требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по данному делу решения и постановления судов.
В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ закреплено право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.
В пункте 2 этой же статьи предусмотрена возможность осуществления налоговыми органами других прав, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
К таким правам относится предусмотренное пунктом 2 статьи 86 НК РФ право требовать от банков справки по операциям и счетам.
Аналогичная норма содержится в абзаце первом пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", наделяющем налоговые органы правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них. касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного, налогообложения. В силу требований Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма должна пониматься и применяться как не противоречащая Налоговому кодексу Российской Федерации и, следовательно, не налагающая дополнительные, сверх установленных им. обязанности на налогоплательщиков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок согласно пункту 1 статьи 135.1 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.
Порядок представления банками справок по операциям и счетам организаций законодательством Российской Федерации - вопреки предписанию статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации - не определен. В его отсутствие Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, разъясняя порядок направления налоговыми органами мотивированных запросов в адрес кредитных организаций, в письме от 27.05.2004 N 24-2-02/410 уточнило, что при отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при, наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.
В пункте 3 мотивировочной части определения от 14.12.2004 N 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на наличие у банка права отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля. В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 135.1 НК РФ.
Как видно из запроса Управления от 17.03.2006 N 05-06/03042, у Банка затребована информация о движении денежных средств по расчетным счетам ООО "Альтаир", ООО "Вейл", ООО "Квинта", ООО "Одеон", ООО "Поликом", ООО "Смарт", ООО "Сталс", ООО "Стилкон", ООО "Юникс" и ООО "Рекон", которые являются контрагентами открытого акционерного общества "Леноблгаз", а также выписки из лицевых счетов и иные документы. Указан и период, за который необходимо представить истребованные документы и сведения. Запрос обоснован нормами подпункта 11 пункта 1 статьи 31, пункта 2 статьи 86 и статьи 87 НК РФ.
Согласно статье 87 НК РФ в случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Пунктом 2 статьи 86 НК РФ предусмотрена обязанность банка выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в течение пяти дней после получения мотивированного запроса налогового органа.
В данном случае в рамках повторной выездной налоговой проверки, проводимой в отношении открытого акционерного общества "Леноблгаз". Управление затребовало у Банка документы, касающиеся взаимоотношений проверяемой организации как налогоплательщика с контрагентами. В запросе указаны основание (проведение повторной выездной проверки); период, за который следует представить информацию о движении денежных средств; истребуемые документы, которые связаны с расчетами, произведенными проверяемым налогоплательщиком. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о мотивированности направленного Банку запроса.
Суды обоснованно отклонили довод Банка о том, что поскольку указанные в запросе Управления организации в период с 01.01.2002 по настоящее время не проводили операций с денежными средствами, связывающих их деятельность с деятельностью открытого акционерного общества "Леноблгаз", истребуемая информация не относится к деятельности проверяемого налогоплательщика и обязанности по ее представлению у Банка нет.
Пунктом 2 статьи 86 НК РФ на банки возложена обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций б течение пяти дней после получения мотивированного запроса налогового органа.
Ответственность за неисполнение данной обязанности наступает в соответствии с положениями статьи 135.1 НК РФ.
Пункт 1 статьи 135.1 НК РФ предусматривает взыскание штрафа при неисполнении банком обязанности, установленной в пункте 2 статьи 86 НК РФ.
Поскольку в рассматриваемом случае Банком не исполнена возложенная на него Кодексом обязанность представлять налоговому органу затребованною им информацию, кассационная инстанция считает законным и обоснованным вывод судов о правомерности привлечения Банка к ответственности на основании пункта 1 статьи 135.1 НК РФ.
Правовых оснований для отмены принятых по данному делу решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2007 по делу N А56-20846/2006 оставить без изменения, а кассационного жалобу закрытого акционерного общества "Сити Инвест Банк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2007 г. N А56-20846/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника