Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 мая 2007 г. N А56-27253/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Матлиной Е.О. и Шпачевой Т.В.,
при участии от ООО "Топливные системы" Комар Т.П. (доверенность от 02.04.2007) и Рахлина Е.А. (доверенность от 29.09.2006), от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга Даниловой Л.А. (доверенность от 27.12.2006),
рассмотрев 10.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливные системы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2006 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2007 (судьи Савицкая И.Г., Борисова Г.В., Тимошенко А.С.) по делу N А56-27253/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Топливные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 22.06.2006 N 003-2006/П-86-1-310 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 04.12.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2007, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:
- Комитетом не доказано совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ;
- в протоколе об административном правонарушении и постановлении Комитета о привлечении Общества к административной ответственности не указаны вмененные Обществу действия (бездействия), повлекшие нарушение норм природоохранного законодательства, а также не указано, какие именно нормы нарушены;
- результаты проведенного государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга";
- контроля качества сточных Общества не являются надлежащим и допустимым доказательством.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу представитель Комитета возразил против ее удовлетворения
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 18.04.2006 по 12.06.2006 государственными инспекторами Комитета Шульгой Л В., Мельниковой Т.С. и Колпаковым С.В., на основании распоряжений Комитета от 12.04.2006 N 003-2006/Р-86 и от 10.05.2006 N 003-2006/Р-86-1 проведена проверка соблюдения Обществом законодательства в области охраны окружающей среды, результаты которой отражены в акте от 13.06.2006 N 003-2006/Акп-86.
По итогам проверки государственным инспектором Комитета Колпаковым С.В. составлен протокол от 13.06.2006 N 003-2006/Па-86-1 об административном правонарушении, согласно которому Обществом допущено нарушение пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), выразившееся в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятия, расположенного в доме 5 литера "Я" по улице Самойловой в Санкт-Петербурге: общезаводские очистные сооружения работают неэффективно, не соблюдаются проектный режим очистки и технология, предназначенная для нейтрализации сточных вод.
На основании данного протокола старшим государственным инспектором Санкт-Петербурга по охране природы Поповой Л.В. принято постановление от 22.06.2006 N 003-2006/П-86-1-310 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 80 000 руб.
Считая данное постановление Комитета незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 1 статье 39 Закона 7-ФЗ предусмотрена обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно пунктов 1 и 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, непосредственно присоединенные к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, и заключившее с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод, должно обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 61 Правил нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Из материалов дела усматривается, что Общество, специализирующееся на выпуске карбюраторов и топливной аппаратуры для автотранспортных средств, является абонентом организации водопроводно-канализационного хозяйства - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и осуществляет сброс своих сточных вод в систему канализации Санкт-Петербурга.
Распоряжением директора Департамента охраны окружающей среды и качества ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 21.02.2006 N 14-24-664/06-01-1 в соответствии с приказом Комитета по управлению городским хозяйством Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201 для Общества утвержден Допустимый сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации Санкт-Петербурга (далее - Допустимый сброс).
Актом проверки от 13.06.2006 N 003-2006/Акп-86 установлено, что Обществом не соблюдается технология по нейтрализации сточных вод: вместо реагента, предназначенного для обезвреживания хромосодержащих сточных вод, применяется иной реагент, который ручным способом подается в реактор, в результате чего оборудование очистных сооружений для приготовления и подачи раствора остается не задействовано; Обществом нарушены нормативы, установленные для него Допустимым сбросом.
В подтверждение последнего Комитетом суду представлены результаты контроля качества сточных вод Общества, полученные ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" за период с 01.01.2003 по 31.05.2006.
Довод подателя жалобы на то, что названные результаты контроля качества сточных вод не являются надлежащим и допустимым доказательством, судом правомерно отклонен, поскольку согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт несоблюдения Обществом экологических требований при эксплуатации предприятия, судом сделан правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
Ссылка Общества на отсутствие в протоколе об административном правонарушении и постановлении Комитета о привлечении к административной ответственности сведений с вмененных Обществу действиях (бездействиях), повлекших нарушение норм природоохранного законодательства, а также нарушенных нормах, является необоснованной, поскольку как в протоколе, так и в постановлении указано на несоблюдение Обществом экологических требований при эксплуатации предприятия: общезаводские очистные сооружения работают неэффективно, не соблюдается проектный режим очистки, не соблюдается технология, предназначенная для нейтрализации сточных вод. что является нарушением пункта 1 статьи 39 Закона 7-ФЗ.
Поскольку Общество совершило административное правонарушение, порядок привлечения его к административной ответственности Комитетом был соблюден, постановление от 22.06.2006 N 003-2006/П-86-1-310 принято уполномоченным должностным лицом, размер назначенного Обществу штрафа соответствует санкции статьи 8.1 КоАП РФ, то суд правомерно заявление Общества отклонил.
Ввиду того, что обжалуемые решение от 04.12.2006 и постановление от 06.02.2007 вынесены в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2007 по делу N А56-27253/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2007 г. N А56-27253/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника