Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 мая 2007 г. N А56-18424/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аризетто" Корчагина Д.Ю. (доверенность от 20.07.2006 N 60), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Войцех Т.В. (доверенность от 12.10.2006 N 07-14/53), Закорко О.В. (доверенность от 12.10.2006 N 07-14/39),
рассмотрев 15.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аризетто" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2007 по делу N А56-18424/2006 (судьи Масенкова И.В., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аризетто" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 21.04.2006 N 1809.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2006 (судья Бойко А.Е.) признан недействительным пункт 2 требования Инспекции от 21.04.2006 N 1809.
Постановлением апелляционного суда от 12.02.2007 решение от 25.10.2006 изменено. Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным требования от 21.04.2006 N 1809 в части предложения уплатить 2 734 547 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В остальной части судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 12.02.2007 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 25.10.2006.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 20.03.2006 Общество представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за июль 2005 года, в которой указало к уплате 2 922 957 руб. налога в связи с отсутствием у него комплекта документов, подтверждающих экспорт алмазов за указанный налоговый период. Одновременно налогоплательщик представил декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2006 года, в которой предъявил к возмещению (возврату) 2 993 804 руб. НДС, в том числе подлежащего уплате по уточненной декларации за июль 2005 года.
В связи с тем, что 2 922 957 руб. НДС по уточненной декларации за июль 2005 года в бюджет не были уплачены, Инспекция направила Обществу требование от 21.04.2006 N 1809 об уплате 2 990 825 руб. НДС в срок до 23.04.2006
Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением с признании требования от 21.04.2006 N 1809 недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление в части признания недействительным требования N 1809 об уплате 2 990 825 руб. НДС, посчитав, что поскольку Обществом вместе с декларацией по ставке НДС 0 процентов за февраль 2006 года представлен комплект документов, подтверждающих экспорт алмазов в июле 2005 года, то налогоплательщика не обязан платить налог на основании уточненной декларации за июль 2005 года.
Апелляционный суд не согласился с мнением налогоплательщика, со ссылкой на то, что сумма НДС, указанная Обществом в декларации по экспортным операциям как сумма налоговых вычетов, подлежащая возмещению из бюджета, не может считаться переплатой налога в бюджет до вынесения налоговым органом решения, предусмотренного пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Материалами дела подтверждается неуплата Обществом 2 922 957 руб. НДС - недоимки по НДС по внутреннему рынку, срок уплаты которого наступил в январе 2006 года, а следовательно, правомерность направления Инспекцией налогоплательщику требования от 21.04.2006 N 1809.
Кассационная инстанция отклоняет довод Общества об отсутствии у него указанной в требовании N 1809 недоимки по НДС, так как 20.03.2006 им представлена декларация по этому налогу по ставке 0 процентов за февраль 2006 года, в которой предъявлен к возмещению (возврату) НДС.
Как видно из материалов дела, 20.03.2006 Общество представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за июль 2005 года, в которой указана подлежащая уплате в бюджет сумма налога - 2 922 957 руб. Кроме того, налогоплательщик представил декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2006 года, в которой заявил к возмещению 2 993 804 руб. НДС.
На дату направления требования камеральная проверка представленной Обществом декларации по НДС по налоговой, ставке 0 процентов за февраль 2006 года не была проведена, срок ее проведения не истек, то есть заявителем не подтверждена правомерность применения им ставки НДС 0 процентов.
В соответствии с нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, изложенными в абзаце первом пункта 1 статьи 153, в статьях 164 (пункт 6), 165, 166 (пункты 6 и 1), 167 (пункт 9):
- налоговая база по операциям реализации товаров (работ, услуг) на экспорт формируется отдельно от налоговой базы по операциям реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке;
- сумма налога по операциям реализации товаров на экспорт исчисляется по каждой такой операции;
- моментом определения налоговой базы по названным операциям является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
- по экспортным операциям представляется отдельная декларация по итогам каждого налогового периода.
Статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ и пункту 6 статьи 164 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ, и отражается в отдельной налоговой декларации.
Из пункта 3 статьи 172 НК РФ следует, что вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся только после представления в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и на основании отдельной декларации, указанной в статье 164 НК РФ.
Таким образом, выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт как объект обложения НДС по ставке 0 процентов и налоговые вычеты, относящиеся к операциям по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, учитываются отдельно от суммы налога, исчисленной по операциям реализации товаров на внутреннем рынке, на что прямо указано и в пункте 1 статьи 173 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ. сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ. Следовательно, налогоплательщик должен отдельно определять и исполнять налоговые обязательства по декларациям по внутреннему рынку и по экспортным операциям.
Как указано в абзаце втором пункта 2 статьи 173 НК РФ, превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые определены в статье 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов по экспортным операциям подлежат возмещению на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
При этом в отличие от порядка возмещения НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, установленного пунктами 1 - 3 статьи 176 НК РФ, возмещение НДС по декларациям по экспортным операциям осуществляется только по решению налогового органа, которое должно быть принято не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан принять решение по результатам проверки декларации по НДС по ставке 0 процентов и приложенных к ней документов. Это должно быть решение либо о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм, либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налога. Этой же статьей предусмотрены последствия неисполнения налоговым органом обязанности по принятию соответствующего решения.
Из абзацев шестого - восьмого пункта 4 статьи 176 НК РФ следует, что в случае вынесения налоговым органом решения о возмещении из бюджета заявленной налогоплательщиком в декларации по экспортным операциям суммы НДС к возмещению эта сумма в первоочередном порядке засчитывается по решению налогового органа в счет погашения недоимки по этому налогу, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат. При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Если же налоговым органом принято решение об отказе в возмещении из бюджета заявленной налогоплательщиком в декларации по экспортным операциям суммы НДС, правовые основания для зачета или возврата из бюджета соответствующей суммы налога отсутствуют.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ зачет или возврат сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета согласно декларациям налогоплательщика по экспортным операциям, которые фактически являются суммами налоговых вычетов, осуществляются только налоговым органом и по его решению о возмещении (полностью или частично) налогоплательщику из бюджета указанной в декларации суммы налога.
Следовательно, до вынесения налоговым органом предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 176 НК РФ решения налогоплательщик при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за текущий налоговый период согласно декларации по НДС по внутреннему рынку, не вправе самостоятельно учитывать как переплату суммы налога, указанные налогоплательщиком в декларации по экспортным операциям как подлежащие возмещению из бюджета, поскольку в момент подачи декларации по экспортным операциям решение о подтверждении права налогоплательщика на возмещение суммы налоговых вычетов налоговым органом еще не принято.
Кроме того, суммы НДС, указанные налогоплательщиком в декларациях по экспортным операциям как суммы налоговых вычетов, подлежащие возмещению из бюджета, не могут считаться переплатой налога в бюджет до вынесения налоговым органом предусмотренного пунктом 4 статьи 176 НК РФ решения еще и в связи с тем, что сам налогоплательщик указанные в названной декларации суммы налога не уплатил в бюджет. Возмещение налогоплательщику за счет бюджетных средств его фактических затрат, понесенных в связи с уплатой налога поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных операциях как и предоставление таким налогоплательщикам права на применение ставки О процентов по НДС, производятся государством в лице налогового органа как поощрение (льгота), направленное на поддержку деятельности налогоплательщиков, связанной с экспортом продукции.
Таким образом, 2 993 804 руб. НДС, указанные Обществом в декларации по НДС по ставке 0 процентов за февраль 2006 года как подлежащая возмещению сумма налоговых вычетов, не могли считаться переплатой до вынесения налоговым органом соответствующего решения.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконными действий Инспекции по направлению требования об уплате налога в связи с представлением Обществом полного комплекта документов вместе с декларацией за февраль 2006 года, так как обязанность по уплате сумм НДС, указанных в уточненной декларации на момент направления требования, не покрывалась суммами НДС, подлежащими зачету как суммы переплаты, либо не была прекращена в результате проверки правомерности применения заявителем ставки НДС 0 процентов.
Вместе с тем, наличие у заявителя 66 274 руб. 15 коп. переплаты НДС подтверждается материалами дела, в том числе актом сверки расчетов, подписанным заместителем руководителя Инспекции, в связи с чем в данной части постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2007 по делу N А56-18424/2006 в части отказа в признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу от 21.04.2006 N 1809 об уплате 66 274 руб. 15 коп. налога на добавленную стоимость отменить.
Оставить в сипе принятое по этому делу решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2006.
В остальной части обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2007 г. N А56-18424/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника