Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 мая 2007 г. N А66-8769/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Мунтян Л.Б. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 10.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе на определение Арбитражного суда Тверской области от 16.01.07 по делу N А66-8769/2006 (судья Головина Т.И.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с администрации Васильевского сельского округа Калининского района Тверской области (далее - Администрация Васильевского сельского округа) 312,77 руб., в том числе 303 руб. недоимки по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год и 9,77 руб. пеней. В качестве третьего лица к участию в деле привлечена администрация Муниципального образования Тверской области "Калининский район".
Определением от 16.01.07 суд прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить определение от 16.01.07, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не установлен специальный порядок взыскания страховых взносов, пеней и штрафов с бюджетных организаций, поэтому "в силу установленного статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) иммунитета бюджетов обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта".
Представители сторон и 3-го лица, извещенных о времени и месте слушания дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Фонда, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 04.07.06 Фонд направил Администрации Васильевского сельского округа требование N 644 об уплате 303 руб. недоимки по страховым взносам и 9,77 руб. пеней (за период с 14.04.06 по 04.07.06). начисленных на основании ее декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, в срок до 20.07.06.
Поскольку добровольно страхователь не исполнил названное требование в установленный срок, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации Васильевского сельского округа 312,77 руб. недоимки и пеней.
Суд определением от 16.01.07 прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, указав на то, что названная сумма недоимки и пеней по страховым взносам подлежит взысканию во внесудебном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Однако Федеральным законом от 04.11.05 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N 137-Ф3), вступившим в силу с 01.01.06, внесены изменения и дополнения в Закон N 167-ФЗ.
В соответствии со статьями 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ (в редакции Закона N 137-Ф3) взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов во внесудебном порядке.
Таким образом, с 01.01.06 действующим законодательством предусмотрен внесудебный порядок взыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации со страхователей - юридических лиц недоимки по страховым взносам и пеней за их несвоевременную уплату, не превышающих определенного предела - пятидесяти тысяч рублей.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 1 информационного письма от 20.02.06 N 105 разъяснил, что в случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В данном случае с заявлением о взыскании недоимки и пеней по страховым взносам в сумме 312.77 руб. Фонд обратился в арбитражный суд 07.09.06, то есть после вступления в силу Закона N 137-Ф3, которым внесены изменения в статьи 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ. Поскольку сумма требований к ответчику не превышает пятидесяти тысяч рублей, а определением от 13.09.06 заявление Фонда принято к производству, суд правомерно определением от 16.01.07 прекратил производство по делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 АПК РФ, так как данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Несостоятельной кассационная коллегия считает ссылку подателя жалобы на статью 239 БК РФ. Статьями 239, 242.1, 242.3 названного Кодекса предусмотрено обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения по решению суда и на основании исполнительного листа (судебного приказа), направляемого в орган Федерального казначейства. Однако положения названных норм Бюджетного кодекса РФ не могут рассматриваться как относящие к подведомственности арбитражных судов рассмотрение дел о взыскании с бюджетных учреждений обязательных платежей. Кроме того, в статьях 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ не установлен особый порядок взыскания недоимок и пеней по страховым взносам для бюджетных организаций.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Фонда, а определение суда от 16.01.07 считает законным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 16.01.07 по делу N А66-8769/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2007 г. N А66-8769/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника