Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 мая 2007 г. N А26-8205/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Казанцевой Р.В. и Коробова К.Ю.,
при участии от ООО "Норд лимитед" Николаева И.А. (доверенность от 18.10.2006), от Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия Филатовой И.В. (доверенность от 09.01.2007) и Залевской Н.В. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 17.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд лимитед" и Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 по делу N А26-8205/2006 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд лимитед" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия (далее - Управление) от 23.10.2006 N 33/1 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.2006 (судья Таратунин Р.Б.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 решение отменено, постановление Управления от 23.10.2006 N 33/1 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Общество просит изменить постановление апелляционного суда от 20.02.2007, исключив из его мотивировочной части вывод о том, что заявитель размещает отходы и в силу этого обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование жалобы Общество указало на то, что не осуществляет деятельность по хранению и захоронению отходов и, следовательно, не может нести ответственность, предусмотренную статьей 8.41 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Управление просит постановление апелляционного суда от 20.02.2007 отменить и принять новый судебный акт.
По мнению Управления, поскольку в результате деятельности Общества осуществляется образование и размещение отходов, оно обязано с 30.01.2006 вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представители Общества и Управления поддержали кассационные жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В период с 05.09.2006 по 29.09.2006 государственным инспектором Российской Федерации по охране природы на территории Республики Карелия Петруковым С.Д. и специалистом 1 категории Управления Козаченко С.В. в соответствии с распоряжением Управления от 05.09.2006 N 162/07 проведена плановая проверка правильности исчисления Обществом платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, и их уплаты.
В ходе проверки установлено, что в период с 01.01.2004 по 01.09.2006 Общество не исчисляло и не уплачивало в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду; не осуществляло производственный контроль в области охраны окружающей среды; у Общества отсутствуют оформленные в установленном порядке лимиты отходов, подлежащих размещению, переработке использованию или обезвреживанию.
По результатам проверки сотрудниками Управления составлен акт от 29.09.2006, в котором указано на нарушение Обществом статей 3, 16, 22, 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статей 9, 11, 14, 18, 19, 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632), постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344).
Управлением 10.10.2006 составлен протокол N 33/1 об административном правонарушении, а 23.10.2006 принято постановление N 33/1 о привлечении Общества к предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Считая постановление от 23.10.2006 N 33/1 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Согласно статьей 1 Закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались,
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, а также нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением N 632 и Постановлением N 344.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
В связи с тем, что Общество является лицом, ответственным за размещение своих отходов, суд сделал правильный вывод о том, что оно обязано исчислять и вносить в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и месте совершения административного правонарушения.
Статья 8.41 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, вступила в силу только 08.01.2006.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том что Общество не могло быть привлечено к предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ административной ответственности за не внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду до 08.01.2006.
Вместе с тем суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, указал на то, что Общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, так как в 2006 г. не вносил платежи за негативное воздействие на окружающую среду в сроки, установленные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.2006 N 49 "Об установлении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ N 49).
Однако при этом суд не учел следующего.
В соответствии с пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 632, установлено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
В Приказе N 49, который не был официально опубликован, не установлены какие-либо сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а лишь предложено руководителям управлений по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональных управлений по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установить и довести до сведения природопользователей рекомендованные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 и 2007 гг.
Доказательства того, что Управление в 2006 г. своим распоряжением в соответствии с пунктом 9 Порядка и во исполнении Приказа N 49 установило и довело до сведений природопользователей сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 г. суду не были представлены.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 08.06.2006 был издан приказ N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ N 557), согласно пунктами 1 и 2 которого установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом: Отчетным периодом признается календарный квартал.
Приказ N 557 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006, опубликован в "Российской газете" 28.07.2006 и вступил в силу только с 08.08.2006.
Согласно Приказу N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2006 года должны быть внесена Обществом не позднее 20.10.2006.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к моменту проведения Управлением проверки и составления протокола об административном правонарушении N 33/1 от 10.10.2006 у Общества не наступила обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в сроки, установленные Приказом N 557, и, следовательно, в указанном протоколе в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ зафиксировано еще не совершенное административное правонарушение.
С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно счел, что Управлением не доказано совершение Обществом административного правонарушения, а потому решение суда первой инстанции отменил, а заявление Общества удовлетворил.
Ввиду того, что обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 по делу N А26-8205/2006 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Норд лимитед" и Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
К.Ю. Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2007 г. N А26-8205/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника