Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 мая 2007 г. N А42-7290/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Подвального И.О., при участии от Федеральной антимонопольной службы Симонина С.А. (доверенность от 17.11.06),
рассмотрев 16.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.07 по делу N А42-7290/2006 (судьи Сачкова Н.В., Востряков К.А., Соломонко Л.П.),
установил:
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными постановлений правительства Мурманской области (далее - правительство) от 27.12.04 N 395-ПП "О привлечении автотранспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулярным пассажирским перевозкам на территории Мурманской области (далее - Постановление от 27.12.04 N 395-ПП) и от 16.08.06 N 319-ПП "О внесении изменения в постановление правительства Мурманской области от 27.12.04 N 395-ПП" (далее - Постановление от 16.08.06 N 319-ПП).
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Мурманской области.
Решением суда от 06.02.07 заявление ФАС оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФАС просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению, подателя жалобы, формально объявленные цели конкурсного отбора не соответствуют истинным, поскольку оспариваемые нормативные положения не основаны на результатах мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Антимонопольный орган также обращает внимание на двоякий подход суда к правовой оценке конкурса и договора, юридической природе регулируемых оспариваемыми постановлениями отношений.
ФАС считает, что введение конкурсного отбора перевозчиков ограничивает конкуренцию на соответствующем товарном рынке, так как федеральным законодательством не предусмотрен конкурсный отбор для допуска к осуществлению деятельности в сфере пассажирских перевозок.
В отзыве на кассационную жалобу правительство просит оставить решение суда бег изменения.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей правительства и прокурора Мурманской области, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Постановлением от 27.12.04 N 395-ПП утверждено Временное положение о конкурсе среди владельцев автотранспорта на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории Мурманской области. В качестве приложений в названное положение включены рекомендуемый перечень показателей для оценки претендентов на конкурсе (приложение N 1) и примерная форма договора между транспортным предприятием, обслуживающим население, и органом исполнительной власти (местного самоуправления), осуществляющим функции заказчика на пассажирские перевозки (приложение N 2).
Постановлением от 16.08.06 N 319-ПП в Постановление от 27.12.04 N 395-ПП внесены изменения, в преамбулу включен текст: "в целях удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности".
Оспариваемые постановления расценены судом как соответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В обжалуемом решении суда отражено, что нормативные правовые акты приняты правительством в пределах компетенции, не регулируют антимонопольные отношения, не вводят ограничений в отношении регулярных пассажирских перевозок, не препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов. По мнению суда, сам по себе конкурсный отбор не оказывает влияния на конкуренцию.
Кассационная инстанция считает, что суд правильно применил нормы материального права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации РФ (статьи 71 - 73) вопросы транспортного обслуживания населения находятся в ведении субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов; далее - Закон) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Статьей 8 Закона запрещено заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Согласно статье 4 Закона под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Оспариваемый нормативный акт не влечет негативных последствий (не создает угрозы их наступления), описанных в статьях 7 и 3 Закона. Конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории Мурманской области является открытым, необходимость прохождения конкурсного отбора в равной степени распространяется на всех перевозчиков.
В данном случае конкурс служит инструментом конкурентного отбора, позволяющим выбрать претендента, наилучшим образом способного удовлетворить потребности населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности пассажирских перевозок. Конкурсная процедура использована для наиболее эффективного решения вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего органа исполнительной власти.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.07 по делу N А42-7290/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2007 г. N А42-7290/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника