Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 мая 2007 г. N А56-15593/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области Семенченко С.А. (доверенность от 26.02.07),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.06 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.07 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Шестакова М.А.) по делу N А56-15593/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тосненское автотранспортное предприятие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 24.03.06 N 13/11.
Решением суда от 15.12.06, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.07, заявленные требования удовлетворены частично: решение налоговой инспекции признано недействительным в части начисления 1 171 455 рублей налога на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов в части удовлетворения заявленных требований и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
На основании пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Обществом за период с 01.04.05 по 30.09.05, о чем составлен акт от 01.03.06 N 13/11. По результатам проверки вынесено решение от 24.03.06 N 13/11 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 119 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов с соответствующими пенями.
В ходе проверки установлено, что Общество в проверяемый период осуществляло облагаемые (коммерческие перевозки) и не облагаемые налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения) операции (социальные перевозки), получая из бюджета денежную компенсацию для возмещения фактических убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов).
Налоговая инспекция считает, что денежные средства, поступившие Обществу из областного бюджета в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, относятся к средствам, полученным за оказанные услуги, а потому налогоплательщик обязан их включать в состав доходов от обычных видов деятельности на основании пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н. В связи с этим налоговая инспекция доначислила Обществу налог на добавленную стоимость с соответствующими пенями и привлекла его к ответственности за неполную уплату этого налога.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что поступление Обществу денежных средств из бюджета Ленинградской области вызваны необходимостью компенсации расходов, возникающих при перевозке льготных категорий пассажиров. Эти средства направлены исключительно на компенсацию расходов, а не на восполнение доходов организации, в связи с чем не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
То есть налоговая база в данном случае должна определяться по ценам, установленным и фактически применяемым для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что получаемые Обществом из бюджета денежные суммы обоснованно не включены в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, поскольку названные суммы не являются доходом, а направлены исключительно на компенсацию расходов Общества по перевозке пассажиров, пользующихся правом льготного проезда.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
В связи с тем, что с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с налоговой инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 ООО рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.07 по делу N А56-15593/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2007 г. N А56-15593/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника