Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2007 г. N А56-16028/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Малышевой Н.Н., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НеваКом" Песоцкого А.В. (доверенность от 21.01.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Боброва В.В. (доверенность от 27.04.2007 N 03/006476),
рассмотрев 23.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2006 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2007 (судьи Загараева Л.П., Третьякова Н.О., Тимошенко А.С.) по делу N А56-16028/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НеваКом" (далее - ООО "НеваКом", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 19.01.2006 N 12-06/285 и обязании инспекции возместить 27 037 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за III квартал 2005 года в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 05.12.2006 требования ООО "НеваКом" удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 15.03.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. Податель жалобы считает, что общество не подтвердило правомерность применения ставки 0 процентов по НДС, так как в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ не представило железнодорожные накладные с отметками таможенных органов Российской Федерации "Выпуск разрешен" и необоснованно предъявило к вычету НДС на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ, так как по указанному в них адресу ООО "НеваКом" не находится. Кроме того, инспекция указывает на то, что в ходе камеральной налоговой проверки общество не представило договоры и товарно-транспортные накладные, подтверждающие доставку товара от поставщика - общества с ограниченной ответственностью "Азалия" (далее - ООО "Азалия"), и поставщиком не представлены документы о перечислении в бюджет НДС, предъявленного ООО "НеваКом" к уплате.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО "НеваКом" просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за III квартал 2005 года, в которой предъявило к вычету 27 037 руб. налога, и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
По результатам проверки инспекция приняла решение от 19.01.2006 N 12-06/285 об отказе ООО "НеваКом" в возмещении суммы налога, предъявленной к вычету.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод инспекции о том, что деятельность общества не имеет разумной деловой цели и направлена на получение незаконного возмещения НДС из бюджета. При этом инспекция сослалась на обстоятельства, перечисленные в кассационной жалобе.
ООО "НеваКом", считая решение налогового органа от 19.01.2006 N 12-06/285 незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Суды удовлетворили требования общества, признав, что оно подтвердило правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, а инспекцией не доказана необоснованность налоговой выгоды заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно подпунктам 1 - 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации указанных товаров налогоплательщик должен представить в налоговые органы контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписку банка подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территорий Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ).
В пункте 1 постановления Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в том числе применения более низкой налоговой ставки или получения налогового вычета, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В оспариваемом решении инспекции отражено, что вместе с декларацией ООО "НеваКом" представило контракт от 14.02.2005 N 4/01/75137 с фирмой "Farrington Corporate Holding LLC" (США) на поставку лесоматериалов, выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на расчетный счет общества выручки от иностранного покупателя, грузовую таможенную декларацию с отметками Вологодской таможни "Выпуск разрешен" и Выборгской таможни "Товар вывезен полностью", а также железнодорожные накладные с отметками Выборгской таможни "Товар вывезен".
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что представленные обществом документы, в том числе железнодорожные накладные, соответствуют требованиям статьи 165 НК РФ.
Довод инспекции о несоответствии указанных железнодорожных накладных требованиям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ в связи с отсутствием в них отметки таможенных органов Российской Федерации "Выпуск разрешен", не основан на положениях данной нормы Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Из материалов дела следует, что договором от 01.04.2005 N 1, заключенным ООО "НеваКом" с ООО "Азалия", предусмотрена доставка обществу товаров на условиях франко-вагон станции отгрузки, самовывоз.
Суды установили и инспекцией в кассационной жалобе не опровергается, что на основании договора с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" обществу предоставлялись вагоны, в которые экспортируемые товары грузились на станции Огарево и помещались под таможенный режим экспорта. Передача товаров обществу поставщиком подтверждена товарными накладными формы ТОРГ-12.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что в подтверждение налоговых вычетов общество представило в налоговый орган копии счетов-фактур и платежных поручений.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должен быть указан адрес покупателя. При этом пунктом 2 данной статьи установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 8 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 утверждены правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, согласно которым в счете-фактуре указывается место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами.
В оспариваемом решении отражено, что в представленных ООО "НеваКом" счетах-фактурах адрес общества указан в соответствии с его учредительными документами.
Таким образом, суды обоснованно признали представленные заявителем счета-фактуры соответствующими требованиям статьи 169 НК РФ.
Непредставление ООО "Азалия" документов, подтверждающих перечисление в бюджет НДС, предъявленного к уплате обществу, в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации не является основанием для признания налоговых вычетов общества неправомерными.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов о том, что общество применило налоговые вычеты в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2007 по делу N А56-16028/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2007 г. N А56-16028/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника