Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2007 г. N А42-2595/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области Тишининой Н.М. (доверенность от 09.02.2007 N 01-14-04-122),
рассмотрев 22.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саами" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2007 по делу N А42-2595/2006 (судьи Шестакова М.А., Гафиатуллина Т.С., Савицкая И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Саами" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - Инспекция): решения от 22.03.2006 N 8 и требования от 23.03.2006 N 3733/6592.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2006 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Постановлением апелляционного суда от 16.02.2007 решение суда от 20.11.2006 изменено. Решение от 22.03.2006 N 8 и требование от 23.03.2006 N 3733/6592 Инспекции признаны недействительными в части доначисления и обязания уплатить 5 259 258 руб. налога на прибыль. В остальной части судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление от 16.02.2007, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, им правомерно применена льгота по налогу на прибыль в 2004 году по деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции.
В судебное заседание представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, не явились, что не является препятствием для рассмотрения жалобы без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, о чем составлен акт от 06.03.2006 N 9. По итогам проверки налоговым органом вынесено решение от 22.03.2006 N 8 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислено 5 259 258 руб. налога на прибыль. По мнению Инспекции, Общество неправомерно применило в уточненной декларации по налогу на прибыль организаций за 2004 год ставку 0 % как сельскохозяйственный товаропроизводитель, не перешедший на уплату единого сельскохозяйственного налога, по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции.
На основании принятого решения налоговый орган направил заявителю требование от 23.03.2006 N 3733/6592 о добровольной уплате суммы доначисленного налога.
Общество обжаловало решение и требование инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали заявителя в праве на применение льготной ставки по налогу на прибыль организаций, поскольку осуществляемая Обществом деятельность не подпадают под действие норм закона, предусматривающего льготные ставки обложения налогом на прибыль как сельскохозяйственному предприятию.
Кассационная инстанция считает постановление от 16.02.2007 правомерным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее -Закон N 2116-1) не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона N 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действие льготы по налогу на прибыль согласно Закону N 110-ФЗ сохранялось на ранее действовавших условиях в отношении не всех имевших право на данную льготу предприятий, а только тех, которые в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации подлежали переводу на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Не подпадавшие под такой специальный налоговый режим предприятия утрачивали право на применение льготы по налогу на прибыль в отношении деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, ранее льготируемой в соответствии с Законом N 2116-1.
Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" абзац третий статьи 2 Закона N 110-ФЗ изложен в следующей редакции:
"для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года". Следовательно, законодатель сохранил прежний порядок применения льготы по налогу на прибыль, определенный Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", до 01.01.2005 только в отношении рыболовецких артелей (колхозов), законодательно признав их сельскохозяйственными товаропроизводителями. Для иных категорий налогоплательщиков льгота и порядок ее применения, предусмотренные Законом N 2116-1, фактически отменены указанным Законом.
Данное положение подтверждается статьей 2.1 Закон N 110-ФЗ, а именно:
"Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
в 2004 - 2005 годах - 0 %;
в 2006 - 2008 годах - 6 %;
в 2009-2011 годах-12%;
в 2012-2014 годах-18%;
начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ".
Таким образом, законодатель ввел новую норму, определив льготный порядок обложения налогом на прибыль для такой категории, как сельскохозяйственные товаропроизводители, в отношении дохода, полученного от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной этими организациями сельскохозяйственной продукции. При этом льгота распространяется не на весь доход сельскохозяйственного товаропроизводителя, а только на полученный им от осуществления видов деятельности, связанной непосредственно с производством сельскохозяйственной продукции. Эта льгота по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей является самостоятельной, не имеет отношения к льготе, предусмотренной Законом N 2116-1, и не распространяется автоматически на предприятия (независимо от их организационно-правовой формы), которые ранее имели право на применение льготы по налогу на прибыль в соответствии с этим Законом. Данная льгота введена в целях перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей на применение специального налогового режима, установленного главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому предусмотренные этой главой понятия следует использовать при отнесении того или иного предприятия к сельскохозяйственному товаропроизводителю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ в целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %.
Из данной нормы следует, что сельскохозяйственными товаропроизводителями в отношении такой продукции, как рыба, признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые выращивают рыбу, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализуют эту рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %. Таким образом, в целях указанной нормы Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителем признается то лицо, которое в обязательном порядке осуществляет вид деятельности - выращивание рыбы. В данном случае заявитель осуществляет промышленный вылов рыбы в открытом море, а следовательно, в целях Налогового кодекса Российской Федерации он не может быть признан сельскохозяйственным товаропроизводителем и не имеет права применять налоговую льготу.
Ссылки налогоплательщика на законодательные акты, принятые ранее и не в целях налогообложения, в которых, по мнению заявителя, дано определение понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", отклоняются кассационной инстанцией по указанным выше основаниям.
Кроме того, согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ) к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть к лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции. Следовательно, при осуществлении деятельности в виде вылова рыбы к сельскохозяйственным производителям в соответствии с указанной нормой закона относятся только рыболовецкие артели (колхозы).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930).
Рыба и другие водные биоресурсы, вылов которых осуществляется организациями иных организационно-правовых форм, относятся не к сельскохозяйственной продукции, а к классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и группе 92 0001 "Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных)".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 %.
Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции организацией, .исключение составляет лишь вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности.
Из приведенных норм следует, что именно личное трудовое участие граждан в вылове рыбы позволяет отнести осуществляемый ими вид деятельности к сельскохозяйственной.
Других правовых оснований считать выловленную рыбную продукцию сельскохозяйственной не предусмотрено ни налоговым законодательством, ни иными нормативно-правовыми актами.
Следовательно, Общество, не являющееся рыболовецкой артелью (колхозом), при осуществлении вылова рыбы не может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем, имеющим право на применение в 2004 году ставки налога на прибыль 0 %.
Таким образом, в силу приведенных норм права заявитель не является сельскохозяйственным товаропроизводителем в целях применения заявленной льготы, поскольку им осуществляется только вылов рыбы как естественного биологического ресурса, являющегося государственной собственностью и выкупленного у государства в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов" (конкурс на получение квоты - определенной доли на вылов рыбы за плату). Общество не ссылается на то, что оно в соответствии со своим статусом подлежит переводу или имеет право перейти на специальный правовой режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а следовательно, вправе применять предусмотренные Законом N 110-ФЗ льготные ставки налога как рыболовецкая артель (колхоз) или в порядке, предусмотренном для сельскохозяйственных товаропроизводителей, подлежащих переводу на специальный налоговый режим.
Таким образом, обжалуемое постановление апелляционной инстанции от 16.02.2007 является правомерным и не подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2007 по делу N А42-2595/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саами" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2007 г. N А42-2595/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника