Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 июня 2007 г. N А42-6915/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А.,
при участии от федерального государственного учреждения культуры "Алакурттинский гарнизонный Дом офицеров" Лукьяненко С.И. (доверенность от 20.05.2007 б/н),
рассмотрев 29.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения культуры "Алакурттинский гарнизонный Дом офицеров" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2006 (судья Драчева Н.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 (судьи Старовойтова О.Р., Гафиатуллина Т.С., Шульга Л.А.) по делу N А42-6915/2006,
установил:
Федеральное государственное учреждение культуры "Алакурттинский гарнизонный Дом офицеров" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 28.08.2006 N 789 в части доначисления Учреждению 9 600 руб. транспортного налога, в том числе 4 800 руб. за 2004 год и 4 800 руб. за 2005 год, начисления 2 440 руб. пеней, а также в части привлечения Учреждения к налоговой ответственности в виде взыскания 1 920 руб. налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 11.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.03.2007, Учреждению отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, Учреждение имеет право на применение льготы по транспортному налогу, предусмотренной подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, поскольку является государственным учреждением, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, а зарегистрированное за ним транспортное средство находится в федеральной собственности и передано ему на праве оперативного управления.
По ходатайству Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие ее представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Учреждением транспортного налога за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, о чем составила акт от 11.08.2006 N 60-дсп.
В ходе проверки установлена неуплата Учреждением 9 600 руб. транспортного налога за 2004-2005 годы в связи с неправомерным, по мнению Инспекции, применением льготы по этому налогу, предусмотренной подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ.
Налоговый орган сделал вывод о том, что Учреждение не является федеральным органом исполнительной власти и поэтому обязано уплачивать транспортный налог в отношении транспортного средства (грузового автомобиля ГАЗ-6615), принадлежащего ему на праве оперативного управления.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 28.08.2006 N 789, в частности о доначислении Учреждению 9 600 руб. транспортного налога, в том числе 4 800 руб. за 2004 год и 4 800 руб. за 2005 год, начислении 2 440 руб. пеней и о привлечении его к налоговой ответственности в виде взыскания 1 920 руб. налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Учреждение оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали неправомерным применение заявителем льготы по транспортному налогу со ссылкой на то, что принадлежащее ему на праве оперативного управления транспортное средство зарегистрировано за Учреждением, которое не является федеральным органом исполнительной власти.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В статье 357 НК РФ указано, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 НК РФ.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не являются объектом обложения транспортным налогом.
Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 11 Закона об обороне).
В силу пункта 12 статьи 1 Закона об обороне транспортные средства, В силу пункта 12 статьи 1 Закона об обороне транспортные средства, войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со статьями 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество передается на праве оперативного управления учреждениям, а в хозяйственном ведении находится у государственных и муниципальных предприятий.
Таким образом, в целях применения статьи 358 НК РФ транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, непосредственно закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемые этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, предусмотрено, что в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят, кроме центральных органов военного управления, иные подразделения. В пункте 2 и подпункте 71 пункта 7 Положения указано, что Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с Положением "О домах офицеров и офицерских клубах Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации "О домах офицеров и офицерских клубах и клубах воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации" от 17.06.1997 N 235, дома офицеров являются составной частью системы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации; учредителем домов офицеров и офицерских клубов является Министерство обороны Российской Федерации; дома офицеров видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов, флотов подчиняются главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, флотами.
Согласно Уставу Учреждения (далее - Устав), утвержденному командующим войсками Ленинградского военного округа, заявитель является федеральным государственным учреждением, находящимся в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководящими документами Министерства обороны Российской Федерации, командующего войсками Ленинградского военного округа, начальника Управления воспитательной работы Ленинградского военного округа и Уставом (пункт 3.1 Устава).
Учреждение создано в целях содействия формированию у военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации морально-психологической и военно-профессиональной готовности к успешному решению задач военной службы и выполнению требований воинской дисциплины: организации культурного досуга военнослужащих в интересах поддержания на должном уровне их духовно-эмоционального и морально-психологического состояния (пункт 2.2 Устава).
Имущество Учреждения находится в государственной собственности Российской Федерации и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления (пункты 5.1 и 5.2 Устава).
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.04.2006 N 516-р Учреждение включено в Перечень федеральных государственных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах транспортное средство, принадлежащее на праве оперативного управления заявителю - федеральному государственному учреждению, входящему в состав федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не является объектом обложения транспортным налогом.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба Учреждения - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 по делу N А42-6915/2006 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области от 28.08.2006 N 789 в части доначисления федеральному государственному учреждению культуры "Алакурттинский гарнизонный Дом офицеров" 9 600 руб. транспортного налога за 2004-2005 годы, начисления 2 440 руб. пеней и взыскания 1 920 руб. налоговых санкций.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области в пользу федерального государственного учреждения культуры "Алакурттинский гарнизонный Дом офицеров" 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2007 г. N А42-6915/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника